Баториевка – резиденция короля, у которого было больше 300 детей

Автор: Евгений Асноревский
Фото: Сергея Плыткевича, из открытых источников

Еще одним гродненским королевским дворцом, имеющим особое значение для города и страны, можно считать так называемую Баториевку. Традиционно здание считается построенным во времена Стефана Батория, от имени которого образовано широко известное название резиденции. Кроме того, легенда гласит, что именно в подвалах этого дворца произошло первое на территории Восточной Европы документально зафиксированное анатомическое вскрытие: придворные лекари Батория вскрыли и забальзамировали его тело.


Однако большинство исследователей считают эти сведения недостоверными. Можно предположить, что ошибка порождена неверным толкованием данных, сообщавших, что короля анатомировали в здании напротив иезуитского костела, которым во времена Батория считалась так называемая Фара Витовта. Иезуитский костел Франциска Ксаверия, расположенный напротив Баториевки, не был еще построен.

1-2021-12-01-Гродно-DJI_0421pb_1330.jpg

Дворец был возведен для магнатов Сапег во второй половине XVII века. Отсюда другое название этой резиденции: дворец Сапег. Ранее на этом месте располагался участок Потоцких, предполагается, что стены их резиденции могли быть использованы при возведении сапеговского дворца, кроме того, есть мнение, что еще до Потоцких этим участком владел знаменитый политический деятель и гуманист Остафий Волович.

Казимир Ян Сапега – своего рода формальный лидер сапежинцев, был одним из самых влиятельных магнатов Великого княжества Литовского.

2 Казимир Ян Сапега, хозяин Баториевки.jpg Казимир Ян Сапега, хозяин Баториевки.

Этим объясняется значительный масштаб его гродненской резиденции, которая была больше и солиднее виленской. Честолюбивые Сапеги, находящиеся на вершине своего могущества, не очень ладили с королем и другими магнатами, которые противились гегемонии этого рода в ВКЛ. После бурных политических и военных столкновений король Август Сильный все же амнистировал Сапег. Монарх занимал дворец этих магнатов, который был перестроен саксонскими архитекторами для самого короля. Таким образом, здание стало гродненской королевской резиденцией, комплекс которой должен был быть приспособлен для приема сеймов Речи Посполитой. Считается, что в этой резиденции прошли сеймы 1718, 1726, 1729 годов. Кроме того, специалисты предполагают, что во второй половине XVIII века в здании происходили заседания Трибунала Великого княжества Литовского.

Сам Август Сильный был чрезвычайно интересной личностью и получил свое прозвище за огромную физическую силу и любвеобильность. Считается, что король, посещавший за ночь нескольких женщин, стал отцом более 300 детей. Кроме того, монарх любил искусство и собрал знаменитую Дрезденскую галерею.

Посетивший Гродно в 1752 году немецкий путешественник Шлемюллер назвал дворец Сапег лучшим в городе и отметил, что он «двухэтажный в стиле коринфском. Богато украшенный и величавый».

В 1793 году в Гродно приехал житомирский шляхтич Ян Охотский. Гость был поражен вольными нравами местных красавиц, в частности Франуси – дочки своих друзей. Одежда этой паненки была такой, что, как пишет гость: «груди были совершенно обнажены и даже не прикрыты». В подобном стиле одевались и другие гродненские кокетки. Удивленный местными нравами, Ян участвовал в балу, устроенном, согласно его дневнику, «в огромном дворце Сапег». Видимо, Охотский тут имеет в виду именно основной корпус Баториевки. По описанию путешественника: «Три огромные залы и несколько меньших комнат наполнены были гостями. А сколько там стояло игорных столов и сколько я видел на них золота! В воображении даже представить себе все это обилие очень трудно. Великолепная прислуга беспрестанно разносила угощение. Бал был удивительный. Внутри дворец освещали несколько тысяч свечей, снаружи разноцветные лампы покрывали стены и двор».

Во времена визита житомирского шляхтича только помещения первого этажа основного П-образного корпуса резиденции Сапег имели в совокупности площадь большую, чем 1900 метров квадратных. Поэтому не удивительно, что Охотский отметил размеры здания.

В конце XVIII века здание переходит роду Бжостовских, у которых оно было конфисковано царской администрацией в 1832 году. Дворец пострадал во время пожара 1885 года. Был частично восстановлен и использовался для размещения гостиницы «Центральная», владелец которой, Мендель Лапин, отвел здание под гимназию Барковской. В этом учебном заведении училась белорусская поэтесса Зоська Верас.

5 Баториевка в XIX веке, рисунок Н. Орды.jpg Баториевка в XIX веке на рисунке Н. Орды и в настоящее время.

6-2021-12-01-Гродно-DJI_0422pb_1330.jpg

Во время Второй мировой войны здание снова было разрушено. После войны часть бывшей королевской резиденции не восстанавливали, и она была разобрана.

Объем современной Баториевки составляет менее трети объема всего сапежинско-королевского комплекса в первой половине XVIII века. Во времена Казимира Яна Сапеги, согласно некоторым гипотезам, дворец имел облик, подобный варшавскому королевскому замку, что якобы отражало претензии Сапеги на королевский трон. Предположительно, здание имело три башни со звездами на шпилях. Весьма хорошо обоснованной гипотезой является предположение о том, что Сапега пригласил поработать в Гродно своего придворного скульптора Пьетро Перти и живописца Микеланджело Паллони. Иными словами, гетман позвал лучшего ваятеля ВКЛ и лучшего мастера фресковой росписи для того, чтобы украсить свою резиденцию. Значительно менее обоснованными выглядят догадки об участии в проекте Джованни Джизлени. Еще более смелая гипотеза указывает даже на выдающегося архитектора Тильмана из Гамерен.

При Августе Сильном деревянные двухэтажные галереи должны были связывать главный дворец со вторым дворцом Сапег, находящимся выше по улице Бригитской (Карла Маркса). Во втором дворце, имевшем форму базилики, были устроены специальные залы, предназначенные для проведения сеймов, в главном из них размещались галереи для участников ассамблеи и королевский трон, который стоял в южной части здания.

4 Сейм в Баториевке, рисунок XVIII века (1).jpg Сейм в Баториевке, рисунок XVIII века.

Длина и ширина сеймового зала составляли приблизительно 29 и 19 метров соответственно. Он был больше позднейшего сеймового зала в Новом замке. Отделка выполнена в духе рококо. Второй этаж Баториевки соединялся с иезуитским костелом переходом над Бригитской улицей. С помощью него король мог посещать службы. Смотрелась такая конструкция, очевидно, весьма эффектно.

3 Баториевка во времена Августа Сильного, вид со стороны двора (реконструкция автора)..jpg Баториевка во времена Августа Сильного, вид со стороны двора (реконструкция автора).

Большой внутренний двор, сопоставимый по размеру с двором Старого замка, был образован объемами обоих дворцов, соединенных галереями. Здания и галереи королевского комплекса имели аркады. Поэтому человек, зашедший во внутренний двор этой шикарной резиденции, был окружен колоннадами, напоминающими итальянские дворцовые комплексы. Есть, правда, мнение, что эти архитектурные решения не были реализованы в полном объеме.

Позднее резиденция претерпевала изменения в сторону упрощения внешнего и внутреннего декора. Дворец получил ломанную барочную крышу и третий этаж.

8 Баториевка на старом фото.jpg Баториевка на старой фотографии.

Существующий объем имеет три этажа. Окна украшены наличниками с сандриками. На главном фасаде сохранились лопатки и карнизы. Но все же от былой красоты осталось немногое – бывший дворец рядом с Кафедральным костелом кажется обычным городским зданием…

7-2021-12-01-Гродно-DJI_0410pb_1330.jpg

В подвалах размещена гродненская кунсткамера.



Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время