by | pl | de | en

«Борьба за мощи»

Автор: Наталья Сергеенко, краевед, экскурсовод, куратор проекта “Мінулае ў сучасным”
Фото: автора, С. Плыткевича

«Андрэй Баболя, дай грошай паболей!» – говорили полочане и каждый год 23 мая по старому стилю приходили на центральную площадь города на удивительный праздник, который устраивал католический храм.

1 3e672f8b611f66eb125eae230be22d37.jpg

В 1864 году о Полоцке в Российской империи было известно, что это уездный древний город на реках Западная Двина и Полота, в былые времена был столицей знаменитого Полоцкого княжества. Не раз город переходил под власть литовцев и поляков, но в 1772 году был присоединен к России. Число жителей в 1864 году – 12 тысяч 308 человек. Домов в городе 1009, из них 92 каменных, православных церквей – 10, монастырей – 6. Есть католический костел и монастырь, две каплицы и 30 молитвенных еврейских школ. В городе 267 лавок и магазинов из них – 191 каменных. Также в Полоцке хорошая пристань на реке Западная Двина, купцы ведут значительную торговлю с Ригой. Надо сказать, что до наших дней сохранились подробные описи, которые достоверно подтверждают эти удивительные цифры. Хочу добавить, что к 1910 году в Полоцке проживало уже 26 тысяч человек, а это значит, что население города за пятьдесят лет увеличилось вдвое, что говорит о необычайной популярности и притягательности Полоцка для людей Российской империи.

«Андрэй Баболя, дай грошай паболей!» – говорили горожане и каждый год 23 мая по старому стилю приходили на центральную площадь города на удивительный праздник, который устраивал католический храм.

23 мая по старому стилю христианские верующие чтили память и святой Евфросинии Полоцкой, мощи которой находились в Киево-Печерской лавре – именно там были особенные крестные ходы и паломничества православных верующих.

2 427f5d9713f9db19bbee5cf62a7f64a8.jpg

А в расположенном в Полоцке Спасо-Евфросиниевском монастыре велись работы по обновлению росписей, ремонту и возрождению женского православного храма. Из христианских реликвий, связанных со святой Евфросинией, здесь был только знаменитый золотой крест. Утрачена главная икона Полоцка – икона Эфесской Божьей Матери, подарок полоцкой княжне в XII веке от византийского императора…

И когда в 1808 году в Полоцк были привезены мощи монаха – иезуита Андрея Боболи – то фактически на протяжении XIX столетия здесь сложился культ поклонения «пинскому мученику».

image_500.jpg

Андрей Боболя – проповедник католической веры, монах-иезуит, родился на территории современной Польши и трагически погиб в Янове, на территории современной Беларуси, прожив 65 лет (1591-1657).

3-2018-09-02-24--A29V7045pb_1330.jpg Памятник Андрею Боболе во дворе костела в Иваново.
4-2018-09-02-7--DJI_0162pb_1330.jpg

Казаки Запорожской Сечи заставляли священника отречься от католической веры и принять православие. Отказавшись, Андрей Боболя принял мученическую смерть: в течении трех часов на центральной площади Яново с него заживо сдирали кожу, отрезали нос, губы, уши, прижигали огнем раны и натирали их соломой, затем вырвали язык, повредили ноги и обезглавили проповедника.
Жители местечка похоронили мученика. А вскоре иезуиты перезахоронили Андрея Боболю на кладбище при костеле Св. Станислава в Пинске.

В 1702 году тело Андрея Боболи эксгумировали – оно оказалось нетленным. Святого перезахоронили в склепе костела Св. Станислава, а в 1808 году перевезли нетленные мощи в Полоцк, в костел иезуитов Св. Стефана. Именно здесь, в особом приделе, стояла рака с мощами. Монах-иезуит рассказывал входящим посетителям о мучениях миссионера. В самом большом костеле Придвинья проводились службы и празднования. Иезуиты Полоцка организовывали народные пилигримки католиков к мощам Андрея Боболи.

Однако вскоре за активное распространение католицизма Российская империя изгоняет иезуитов со своей территории. В 1830 году костел Св. Стефана передан православным. Как сообщается в книге Викентьева о Кадетском корпусе, церковное имущество костела вывозится в Витебск, некоторая часть из него продается как лом для закупки новой церковной утвари для православного храма.

Основная часть ценностей костела перевезли в Варшаву: 23 ящика весом 206 пудов! 4 марта 1843 года оно было доставлено отдельным транспортом с поручиком Вишняковым помощнику интенданта бывшего королевского замка.

А вот мощи Андрея Боболи принимает доминиканский римско-католический костел Божией Матери, который находился рядом с бывшим костелом Св. Стефана на главной площади Полоцка. Здесь тоже был создан особый придел, который имел вид часовни, с удобным для спуска паломников ходом из костела. Внутри, на особом возвышении в виде раки, стоял открытый гроб, в котором под проволочной сеткой находились мощи святого. На голове – иезуитская бархатная шапочка, тело покрыто облачением красного цвета. Очевидцев поражала величина гробницы – около 1 метра 40 см. Объясняли это разными причинами. Одна из них, по мнению некоторых описаний, это то, что у Боболи были сломаны ноги. На стене, покрытой черным бархатом, висело много маленьких образов и изображений. Перед гробницей помещено распятие.

Постепенно усиливается политика русификации в городе, как со стороны духовенства, так и администрации города. В середине XIX века на центральной площади города на свободном пространстве устанавливается памятник-каплица в память о погибших русских воинах во время войны 1812 года. Величественный мемориал органично объединяет соседствующие здания Кадетского корпуса и территорию древней площади в «учебный плац Кадетского корпуса».

В 1851 году площадь фактически закрепляется за Кадетским корпусом, предполагалось даже «сделать в устьях улиц, выходящих на плац, железную изгородь с воротами». Римско-католический костел фактически изолируется. В закрытом монастыре со временем обосновалась пожарная команда, а в бывшей звоннице – пожарная каланча. В 1852 году православная епархия через Василия Лужинского обращается к обер-прокурору св. Синода графу Протасову «учинить распоряжение о предании праха Андрея Боболи земле». Угроза уничтожения нависла над католической святыней.

Требовались решительные действия со стороны костела и его служащих: они начинают судебные разбирательства с городскими властями за землю, против изоляции здания. Ватикан тоже поддержал католиков Полоцка. В 1853 году булла римского Папы Пия ІХ провозгласила днем памяти Андрея Боболи – восьмой день после его смерти – 23 мая (по старому стилю). Так получалось, что этот день совпадал с днем смерти и памяти Св. Евфросиньи Полоцкой, мощи которой находились в Киево-Печерской Лавре. Совмещение празднований превратило Полоцк в своеобразный Иерусалим в северо-западных землях Российской империи. 23 мая устраиваются крестные ходы, собираются паломники, у жителей даже появляется ироничная поговорка: «Андрей Баболя, дай денег болей».

Используя собственные впечатления и рассказы отца, советский краевед Иван Дейнис так описывает совмещенный день памяти полоцких христианских святынь: «Празднование проводилось очень пышно, театрально. Особенно пышная процессия шла вокруг кадетского плаца. Она была очень театрально оформлена, неслись хоругви, от верхушки которых шла масса цветных лент, которые держали девушки, одетые в белые платья. Было много ксендзов. …несли чашу с телом и кровью Христа, перед балдахином шли девочки и посыпали дорогу цветами, у балдахина шли мальчики, одетые в специальную церковную форму и звонили в специальные колокольчики. Шел хор, и с ним пел весь народ соответствующие мотивы. Богато обставленная процессия, торжественная служба в костеле, хор с органом привлекали и много православных, богослужение и крестные ходы которых не обладали такой красочностью».

6-n00m73jd89b78mq1yh_1330.jpg

Полицейские донесения 1909 года свидетельствуют, что 23 мая к костелу стекались крестные ходы из ближайших мест, и город принимал от 20 до 30 тысяч паломников. В празднованиях принимали участие верующие разных конфессий. Именно эта ситуация позволила в конце концов православным верующим Полоцка добиться разрешения о переносе мощей Св. Евфросиньи Полоцкой из Киева, что и произошло торжественно и празднично 23 мая 1910 года.

С 1910 года Полоцк становится еще более известным центром паломничества православных и католических верующих. Усиленными конными полицейскими отрядами власти должны были обеспечивать правопорядок в городе. В городе ремонтировались старые здания, открывались новые гостиницы и заезжие дома, театры и кинотеатр, мостились улицы. Выпускались специальные издания для паломников. По случаю 100-летнего юбилея переноса мощей А. Боболи в Полоцке в 1908 году вышла о нем книга на польском языке.

В типографии Клячко вышел «Путеводитель» – специальное недорогое справочное издание для паломников и гостей города, приуроченное к празднованию переноса мощей Евфросиньи Полоцкой, замечательный источник наших знаний о Полоцке и фактически первый туристический путеводитель на наших землях!

Фотограф Бермант создал целый альбом с уникальными видами города, приуроченный к переносу мощей Св. Евфросиньи в Полоцк. Во время немецкой оккупации 1918 года в Полоцке тоже проводились пышные празднования.

5-2014-06-24_7_5248pb_1330.jpg

А где же сейчас мощи Св. Андрея Боболи? Ответ на этот вопрос можно получить, посетив в Полоцке экскурсию «Борьба за мощи». Во время нее мы еще более подробно узнаем, как в Полоцк прибыли мощи Св. Евфросиньи Полоцкой и как католикам удалось отстоять свою реликвию. Мы посетим с экскурсией Спасо-Евфросиниевкий монастырь и костел Св. Андрея Боболи, побываем на месте тех церквей и костелов, которых уже в нет, узнаем о людях, которые внесли свой значимый вклад в мирное и правильное решение вопроса борьбы за мощи в Российской империи. Вы все сможете услышать и увидеть своими глазами. Ведь только тот много знает, кто много видит и путешествует!

А для самых любознательных любителей истории рекомендую экскурсионный тур в Варшаву, когда откроют границы, и туристы смогут приехать в санктуарий Св. Андрея Боболи.

Там сейчас находятся мощи святого и музей, где бережно хранятся предметы из Полоцкого костела Божьей Матери, разрушенного в годы Второй мировой войны. 114-летняя история костела, который принимал у себя святые мощи, представлена здесь скрупулезно и подробно.

А сам Андрей Боболя сегодня считается главным заступником католиков Польши, Беларуси и Литвы.



Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые