pl | de | by | en

Ботало – языком болтало

Автор: Александр Очеретний
Фото: автора

Ботала, которые подвешивают на шею домашним животным, не столь красивы, как обычные колокольчики, и делают их для себя и для соседа, как говорится, особо не «заморачиваясь». Тем уникальнее каждый экспонат.

— Да вижу я, дружище, что это замечательный колокольчик, и я у тебя его тоже куплю, хоть он и китайский, но при одном условии: ты принесешь мне другой колокольчик: один из тех, что вы вешаете на шею вашим коровам.

— Но сэр…

— Я в курсе, что он ржавый, грязный и некрасивый, но мне нужен именно тот колокольчик, что висел на шее у одной из тех коров, которые пасутся на острове Занзибар, а не всякая сувенирная фигня.

Нужный колокольчик искали долго, а когда его принесли, мой приятель Александр понял, что несколько переоценил свои возможности. Перед ним поставили ржавую жестяную конструкцию размером с небольшое ведерко. Впрочем, местные торговцы сувенирами и антиквариатом быстро исправили положение. Откуда-то появилось еще одно настоящее, аутентичное ботало, только размером поменьше. Годы (а может, и десятилетия) оно болталось на шее какой-то местной скотинки, скорее всего — козы.

И ни капельки не портят этот колокольчик современный рисунок маслом и задорная кривая надпись HAKUNA MATATA (да не стану я переводить, неужели вы не помните песенку из мультфильма «Король Лев»?). Аутентичность этого предмета бесспорна: когда-то он был лениво вырублен темнокожим мастером при помощи зубила и молотка из куска водосточной трубы, а в качестве языка к нему присобачили арматурину. Все, как и должно быть. Одно слово – ботало. На первой фотке я его запечатлел рядом с «приличным» колокольчиком для европейского туриста.

Фото-1.jpg

Фото-1а.jpg

Так в коллекции моей жены появился очередной экспонат – ботало родом из танзанийской автономии Занзибар.

Вообще коллекцию колокольчиков моя жена начала собирать давно —задолго до нашего с ней знакомства (а знакомы мы лет 16). Тогда традиция изготовления сувенирных колокольчиков только зарождалась. Это в наше время производятся они словно под копирку, в основном на заводах Поднебесной, и отличаются друг от друга хорошо если росписями и формой, но в основном наклейками-декалями. То есть, из какой бы страны вам ни привезли колокольчик, на поверку он обычно оказывается китайским.

Понятное дело, собирать коллекцию стало не очень интересно: если раньше колокольчики приходилось искать и доставать, то сейчас они есть повсюду. Однако некоторые из экспонатов действительно представляют ценность и по-настоящему уникальны. Например, колокольчики и бубенчики-обереги, поддужные колокольчики и бубенчики и, конечно же, ботала. Вот о последних я и расскажу.

Ботала – множественное число, в единственном числе следует говорить – ботало с ударением на первую «о». Это колокольчики, которые подвешивают на шею домашней скотине.

Ботала не столь красивы, как обычные колокольчики, и делают их для себя и для соседа, как говорится, особо не «заморачиваясь». Развертку ботало вырубают из бросового куска металла – да пусть хоть из солдатской каски или водосточной трубы — и собирают на клепках, а также при помощи пайки или сварки. Иногда ботала выгибают из куска латунного листа при помощи приемов чеканки – ну это уже получаются изысканные предметы, больше рассчитанные для сувенирных лавок. И совсем редко их отливают, как обычные колокола.

Иногда используют и совсем уж современные материалы. Однажды в предгорьях Кавказа – было это в начале «нулевых», когда там шла война – я услышал мелодичный звон со стороны стада коров, возвращавшихся в аул с пастбища. У каждой из них на шее висело ботало, изготовленное из обрезанной гильзы от артиллерийских снарядов. Какое время, такие и колокольчики. У меня тогда произошел настоящий разрыв шаблона – пасторальное настроение столкнулось с прозой жизни.

Впрочем, белорусские крестьяне также нередко приспосабливают для этих целей охотничьи латунные гильзы – вот, например, как выглядит козье ботало из гильзы 16-го калибра, изготовленное под Минском в наши дни. Но в коллекции есть и куда более интересные образцы ботал с белорусской земли. Их я оставлю «на десерт» нашего повествования.

Фото-2_1330.jpg

Я начал было перечислять технологии изготовления «скотских колокольчиков», но, как правило, лепили их кто во что горазд и из чего попало. Критериев пригодности было, пожалуй, всего несколько: колокольчик должен издавать звук, быть простым в изготовлении и настолько дешевым, что приобрести его мог бы любой крестьянин. Еще ботало должно быть долговечным.

В этом тексте я использую лишь одно из названий коровьего колокольчика. На самом деле их было много. В Беларуси, насколько мне известно, у них нет никакого специального названия – «звон, ён і ёсць звон». В испаноязычных странах такие колокольчики называют сенсерро, а в англоязычных —  ковбелл (коровий колокольчик). Его устройство, кстати, легло в основу ударного музыкального инструмента, который называется… Догадаетесь как? Конечно же, ковбелл.

Изготавливали их из любых подручных материалов и даже из дерева, например, в Китае из отрезков бамбука. Требования к другим колокольчикам: поддужным, церковным, пожарным, морским рындам — были куда строже. Они должны были быть звонкими, и поэтому их изготавливали исключительно методом точного литья, используя для этого специальный сплав – колокольную бронзу.

Но пройдемся немного по коллекции. В антикварных магазинах Вены продаются ботала разной величины и исключительно сувенирные, хотя кто их там отличит где реальное, а где сувенирное: у австрийских коров они точно такой же формы, впрочем, без всяких декоративных рисунков и травления. Звенят они очень звонко и громко: я подвешивал на шею собаке — обхохочешься.

Фото-3_1330.jpg

Кто-то из наших друзей, прознав об увлечении жены, привез ботало из Словении – тоже из сувенирного магазинчика, также изготовленное в кузнечной мастерской, но явно сувенирное. Мне несколько непонятна вытравленная на металле картинка, изображающая благородного оленя. Каким боком это существо относится к боталу? Ну да ладно, что есть, то есть. Но несмотря на то, что предмет сувенирный, сделан он, как надо: чеканка и пайка. Хоть сейчас вешай на шею корове.

Фото-4_600.jpg

А вот и аутентичные предметы: один с румынской коровы, другой — с молдавской козы. Все, как в лучших мастерских всего мира: ковка, клёпка, пайка – просто, дешево, надежно, долговечно. Совершенно невозможно сказать к какому историческому периоду относятся эти предметы. Им может быть и 300 лет, и 30.

Фото-5_1330.jpg

Ботало из России, найденное любителями приборного поиска в лугах под городом Сызрань. Язык у него утерян, но судя по сопутствующим находкам и данным, почерпнутым из справочников, оно относится к XIX веку. Этот предмет не похож на остальные ботала, так как он литой, но без изысков. Лили, как видите, в простенькую форму, отличную от тех, в которую льют обычные колокола. Да и материал, судя по всему, вовсе не колокольная бронза, а «я его слепила из того, что было». Кстати, лили такие простенькие козьи колокольчики в тех же мастерских, где изготавливали бронзовые иконки, так называемые «плашки» для походных иконостасов.

Фото-6_60.jpg

Следующее изделие — родом из Непала, куплено в антикварной лавке и привезено белорусскими альпинистами. Может, як какой-нибудь бродил с этой штукой по предгорьям Гималаев, хотя судя по размеру – скорее всего, баран. Изготовлено это ботало из двух частей – верхнего купола, изготовленного методом прессования, и сплошной боковины. Соединение – методом сварки. Материал – железо. Звенит – отчаянно!

Фото-7_1330.jpg

Ну и наконец, самое «крутое» ботало из коллекции. Если судить по его размеру – носила его на шее коза. Технология изготовления для ботала изысканная. Бронзовая развертка согнута по граням, образовав пирамиду с лепестками, словно у цветка. Скреплена развертка простой пайкой, следов которой не осталось – только щель. И ушко, и держалка для языка на месте.

Найдено оно было в 2012 году на вспаханном колхозном поле под Молодечно при помощи металлодетектора. То есть, это белорусское ботало, если быть точнее, то, возможно, и времен ВКЛ, так как сопутствующие находки представляли собой бронзовый лом того периода, кусочки так называемой металлопластики (проще говоря, обломки нательных крестиков), и монеты середины XVII века. Этот колокольчик – моя личная гордость, потому что в момент находки он представлял собой нечто непонятное: растерзанное, раздавленное, смятое и перекрученное колесами сельскохозяйственной техники. Я лично его расправлял, отогревая и «отпуская» на газовой горелке в течение недели. Именно поэтому он такой блестящий – патина во время работы с него начисто облезла. Хотя следы отжига и «пыль столетий» хорошо видны на внутренней части колокольчика. Работа сложная, но она того стоила. Сначала была идея полностью его восстановить, запаяв шов и приделав к нему язычок, но решил не вмешиваться в то, что есть и не приделывать к старинной вещи современные элементы.

Фото-8_60.jpg

Фото-9_1300.jpg

Фото-9а_600.jpg

Вот коротко и все. Позже я расскажу о колокольчиках из конской упряжи и о колокольчиках-оберегах, которые носили на своей одежде наши предки.

P.S. И последняя фотка. Это, безусловно, тоже какое-то ботало. Но кто, когда и откуда его привез, никто не помнит. Это отличный пример того, что все экспонаты коллекции, сразу после того, как они попадают к вам в руки, нужно обязательно каталогизировать.

Фото-11_1330.jpg


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
Виленский музей древностей. По следам утерянной коллекции

11 мая мог бы отметить свой день рождения один из старейших

Статьи
«Дарыце беларускае»: цветы в стекле, вышиванка и керамический еж

На носу в январе еще Старый Новый год (а также православное

Самые популярные Самые обсуждаемые