Ботало – языком болтало

Автор: Александр Очеретний
Фото: автора

Ботала, которые подвешивают на шею домашним животным, не столь красивы, как обычные колокольчики, и делают их для себя и для соседа, как говорится, особо не «заморачиваясь». Тем уникальнее каждый экспонат.

— Да вижу я, дружище, что это замечательный колокольчик, и я у тебя его тоже куплю, хоть он и китайский, но при одном условии: ты принесешь мне другой колокольчик: один из тех, что вы вешаете на шею вашим коровам.

— Но сэр…

— Я в курсе, что он ржавый, грязный и некрасивый, но мне нужен именно тот колокольчик, что висел на шее у одной из тех коров, которые пасутся на острове Занзибар, а не всякая сувенирная фигня.

Нужный колокольчик искали долго, а когда его принесли, мой приятель Александр понял, что несколько переоценил свои возможности. Перед ним поставили ржавую жестяную конструкцию размером с небольшое ведерко. Впрочем, местные торговцы сувенирами и антиквариатом быстро исправили положение. Откуда-то появилось еще одно настоящее, аутентичное ботало, только размером поменьше. Годы (а может, и десятилетия) оно болталось на шее какой-то местной скотинки, скорее всего — козы.

И ни капельки не портят этот колокольчик современный рисунок маслом и задорная кривая надпись HAKUNA MATATA (да не стану я переводить, неужели вы не помните песенку из мультфильма «Король Лев»?). Аутентичность этого предмета бесспорна: когда-то он был лениво вырублен темнокожим мастером при помощи зубила и молотка из куска водосточной трубы, а в качестве языка к нему присобачили арматурину. Все, как и должно быть. Одно слово – ботало. На первой фотке я его запечатлел рядом с «приличным» колокольчиком для европейского туриста.

Фото-1.jpg

Фото-1а.jpg

Так в коллекции моей жены появился очередной экспонат – ботало родом из танзанийской автономии Занзибар.

Вообще коллекцию колокольчиков моя жена начала собирать давно —задолго до нашего с ней знакомства (а знакомы мы лет 16). Тогда традиция изготовления сувенирных колокольчиков только зарождалась. Это в наше время производятся они словно под копирку, в основном на заводах Поднебесной, и отличаются друг от друга хорошо если росписями и формой, но в основном наклейками-декалями. То есть, из какой бы страны вам ни привезли колокольчик, на поверку он обычно оказывается китайским.

Понятное дело, собирать коллекцию стало не очень интересно: если раньше колокольчики приходилось искать и доставать, то сейчас они есть повсюду. Однако некоторые из экспонатов действительно представляют ценность и по-настоящему уникальны. Например, колокольчики и бубенчики-обереги, поддужные колокольчики и бубенчики и, конечно же, ботала. Вот о последних я и расскажу.

Ботала – множественное число, в единственном числе следует говорить – ботало с ударением на первую «о». Это колокольчики, которые подвешивают на шею домашней скотине.

Ботала не столь красивы, как обычные колокольчики, и делают их для себя и для соседа, как говорится, особо не «заморачиваясь». Развертку ботало вырубают из бросового куска металла – да пусть хоть из солдатской каски или водосточной трубы — и собирают на клепках, а также при помощи пайки или сварки. Иногда ботала выгибают из куска латунного листа при помощи приемов чеканки – ну это уже получаются изысканные предметы, больше рассчитанные для сувенирных лавок. И совсем редко их отливают, как обычные колокола.

Иногда используют и совсем уж современные материалы. Однажды в предгорьях Кавказа – было это в начале «нулевых», когда там шла война – я услышал мелодичный звон со стороны стада коров, возвращавшихся в аул с пастбища. У каждой из них на шее висело ботало, изготовленное из обрезанной гильзы от артиллерийских снарядов. Какое время, такие и колокольчики. У меня тогда произошел настоящий разрыв шаблона – пасторальное настроение столкнулось с прозой жизни.

Впрочем, белорусские крестьяне также нередко приспосабливают для этих целей охотничьи латунные гильзы – вот, например, как выглядит козье ботало из гильзы 16-го калибра, изготовленное под Минском в наши дни. Но в коллекции есть и куда более интересные образцы ботал с белорусской земли. Их я оставлю «на десерт» нашего повествования.

Фото-2_1330.jpg

Я начал было перечислять технологии изготовления «скотских колокольчиков», но, как правило, лепили их кто во что горазд и из чего попало. Критериев пригодности было, пожалуй, всего несколько: колокольчик должен издавать звук, быть простым в изготовлении и настолько дешевым, что приобрести его мог бы любой крестьянин. Еще ботало должно быть долговечным.

В этом тексте я использую лишь одно из названий коровьего колокольчика. На самом деле их было много. В Беларуси, насколько мне известно, у них нет никакого специального названия – «звон, ён і ёсць звон». В испаноязычных странах такие колокольчики называют сенсерро, а в англоязычных —  ковбелл (коровий колокольчик). Его устройство, кстати, легло в основу ударного музыкального инструмента, который называется… Догадаетесь как? Конечно же, ковбелл.

Изготавливали их из любых подручных материалов и даже из дерева, например, в Китае из отрезков бамбука. Требования к другим колокольчикам: поддужным, церковным, пожарным, морским рындам — были куда строже. Они должны были быть звонкими, и поэтому их изготавливали исключительно методом точного литья, используя для этого специальный сплав – колокольную бронзу.

Но пройдемся немного по коллекции. В антикварных магазинах Вены продаются ботала разной величины и исключительно сувенирные, хотя кто их там отличит где реальное, а где сувенирное: у австрийских коров они точно такой же формы, впрочем, без всяких декоративных рисунков и травления. Звенят они очень звонко и громко: я подвешивал на шею собаке — обхохочешься.

Фото-3_1330.jpg

Кто-то из наших друзей, прознав об увлечении жены, привез ботало из Словении – тоже из сувенирного магазинчика, также изготовленное в кузнечной мастерской, но явно сувенирное. Мне несколько непонятна вытравленная на металле картинка, изображающая благородного оленя. Каким боком это существо относится к боталу? Ну да ладно, что есть, то есть. Но несмотря на то, что предмет сувенирный, сделан он, как надо: чеканка и пайка. Хоть сейчас вешай на шею корове.

Фото-4_600.jpg

А вот и аутентичные предметы: один с румынской коровы, другой — с молдавской козы. Все, как в лучших мастерских всего мира: ковка, клёпка, пайка – просто, дешево, надежно, долговечно. Совершенно невозможно сказать к какому историческому периоду относятся эти предметы. Им может быть и 300 лет, и 30.

Фото-5_1330.jpg

Ботало из России, найденное любителями приборного поиска в лугах под городом Сызрань. Язык у него утерян, но судя по сопутствующим находкам и данным, почерпнутым из справочников, оно относится к XIX веку. Этот предмет не похож на остальные ботала, так как он литой, но без изысков. Лили, как видите, в простенькую форму, отличную от тех, в которую льют обычные колокола. Да и материал, судя по всему, вовсе не колокольная бронза, а «я его слепила из того, что было». Кстати, лили такие простенькие козьи колокольчики в тех же мастерских, где изготавливали бронзовые иконки, так называемые «плашки» для походных иконостасов.

Фото-6_60.jpg

Следующее изделие — родом из Непала, куплено в антикварной лавке и привезено белорусскими альпинистами. Может, як какой-нибудь бродил с этой штукой по предгорьям Гималаев, хотя судя по размеру – скорее всего, баран. Изготовлено это ботало из двух частей – верхнего купола, изготовленного методом прессования, и сплошной боковины. Соединение – методом сварки. Материал – железо. Звенит – отчаянно!

Фото-7_1330.jpg

Ну и наконец, самое «крутое» ботало из коллекции. Если судить по его размеру – носила его на шее коза. Технология изготовления для ботала изысканная. Бронзовая развертка согнута по граням, образовав пирамиду с лепестками, словно у цветка. Скреплена развертка простой пайкой, следов которой не осталось – только щель. И ушко, и держалка для языка на месте.

Найдено оно было в 2012 году на вспаханном колхозном поле под Молодечно при помощи металлодетектора. То есть, это белорусское ботало, если быть точнее, то, возможно, и времен ВКЛ, так как сопутствующие находки представляли собой бронзовый лом того периода, кусочки так называемой металлопластики (проще говоря, обломки нательных крестиков), и монеты середины XVII века. Этот колокольчик – моя личная гордость, потому что в момент находки он представлял собой нечто непонятное: растерзанное, раздавленное, смятое и перекрученное колесами сельскохозяйственной техники. Я лично его расправлял, отогревая и «отпуская» на газовой горелке в течение недели. Именно поэтому он такой блестящий – патина во время работы с него начисто облезла. Хотя следы отжига и «пыль столетий» хорошо видны на внутренней части колокольчика. Работа сложная, но она того стоила. Сначала была идея полностью его восстановить, запаяв шов и приделав к нему язычок, но решил не вмешиваться в то, что есть и не приделывать к старинной вещи современные элементы.

Фото-8_60.jpg

Фото-9_1300.jpg

Фото-9а_600.jpg

Вот коротко и все. Позже я расскажу о колокольчиках из конской упряжи и о колокольчиках-оберегах, которые носили на своей одежде наши предки.

P.S. И последняя фотка. Это, безусловно, тоже какое-то ботало. Но кто, когда и откуда его привез, никто не помнит. Это отличный пример того, что все экспонаты коллекции, сразу после того, как они попадают к вам в руки, нужно обязательно каталогизировать.

Фото-11_1330.jpg



Смотрите также

Статьи
Виленский музей древностей. По следам утерянной коллекции

11 мая мог бы отметить свой день рождения один из старейших

Статьи
«Дарыце беларускае»: цветы в стекле, вышиванка и керамический еж

На носу в январе еще Старый Новый год (а также православное

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время