Итоги областного конкурса «Магия Полесья». Номинация «Этнография и фольклор»

Автор: Татьяна Хвагина, зам. председателя жюри конкурса
Фото: Сергея Плыткевича

25 апреля 2020 года Республиканским фондом развития туризма и поддержки дикой природы «Планета без границ» и Белорусским общественным объединением экскурсоводов и гидов-переводчиков был объявлен областной краеведческо-туристический конкурс «Магия Полесья», в котором могли принять участие школьники из Брестской области. Конкурс был посвящен памяти краеведа, защитника дикой природы, экскурсовода и путешественника Алексея Дубровского.

Материалы, поступившие на конкурс в номинации «Этнография и фольклор», посвящены двум главным темам: «Узоры, сказки, песни и обряды Полесья » и «Палеская даўнiна» (материальная культура, быт, народные знания, верования и традиции коренного населения). И хотя здесь представлено всего 4 работы, но каждая из них по-своему интересна и ценна.

Ангелина Суховерхая («Бобрикская СШ», Пинский район) своё исследование посвятила традициям народной вышивки и сняла видеосюжет о местной вышивальщице бабуле Василине – хранительнице этого популярного декоративного искусства, а также знатока местного фольклора. На экране друг за другом появляются полесские рушники, украшенные вышитыми символами, которые сегодня не каждый сможет расшифровать. А ведь это – не просто ромбики, звёздочки и другие фигурки. В народной традиции – это символы солнца и земли, весны и молодости, древние коды счастливого материнства, богатства и крепкой семьи… Вердикт жюри – специальный приз «За пропаганду народного декоративно-прикладного искусства Полесья».

1-2005-08-16_7283_984.jpg

Экспонаты этнографического музея «Бездежский фартучок»

2-2005-08-16_7290pb_1330.jpg

Назарова Ангелина («Купятичская СШ», Пинский район) посвятила свой поистине фундаментальный труд «Палеская даўнiна» (39 страниц!) легендам и преданиям полесского края. Вслед за Владиславом Сырокомлей, цитатой которого начинается повествование, она старается «открыть иероглифы легенд ключом собственной счастливой интуиции…». Автор использовала не только литературные источники, но и рассказы живых носителей народных преданий и знаний: Ольги Феодосьевны Якубчик, Татьяны Михайловны Проценко, Галины Фёдоровны Скибор, Валентины Ивановны Бурда, Валентины Николаевны Кузьмич. Получился целый сборник коротеньких увлекательных историй про солнце и месяц, день и ночь, про то, откуда появились белые и чёрные аисты, про месть аистов людям, разорившим их гнездо, про кота и коня, ворону и козу, рака, пчелу, шершня, мышь, кукушку, соловья и ласточку…

Кроме преданий о зарождении Вселенной, появлении людей, животных и растений работа Ангелины вместила легенды о происхождении народов, крестьян и панов, о народных праздниках, верованиях и страхах, мифических существах, которыми народная фантазия населила окружающий мир. Особенно ценными жюри считает местные предания, связанные с историей и топонимикой деревни Купятичи. С далёких времен она прославилась как место обретения чудотворного креста, на котором отразился образ Купятичской Богоматери. Решением жюри автор работы Ангелина Назарова удостоена звания лауреата конкурса «Магия Полесья».

Лизавета Козодой («Оснежицкая СШ», Пинский район) в своей работе «Рэха мiнулых дзён. Легенды i паданнi аграгарадка Аснежыцы» тоже опирается на рассказы местных старожилов, среди которых Анна Павловна Ясюкевич (она 40 лет проработала в Оснежицкой школе учителем белорусского языка и литературы и активно занималась собиранием местного фольклора). Так получилась целая книжица, из которой можно узнать о том, как из-за любопытства и непослушания человек превратился в аиста, а жена старого эконома Якуба, который прогневил пана да с горя наложил на себя руки, стала кукушкой. Есть здесь и поучительная история про сердце матери: вырванное из груди, оно не переставало любить и жалеть своего сына... Автор приводит и коротенькие рассказы про оснежицких «вядзьмарак», про волшебную «папараць-кветку» и про то, как появился наш национальный цветок – василёк. Наполнено повествование и разными мифологическими персонажами. Это «змяiны цар», «вадзянiк», «дамавiк», «лесавiк», «начнiцы» и многие другие. (Диплом I степени).

3-2020-08-06-23--DJI_0229pb_1330.jpg

Памятная стела на окраине деревни Оснежицы.

Интересную работу с названием «Быценскi скарб» представила на конкурс Анастасия Панасюк («Бытенская СШ», Ивацевичский район). Здесь целых четыре версии происхождения названия деревни: «Быў цень», «Балацень», «Бацян» и «Бiттэнь» (последнюю версию связывают с переселением на берега Щары прусов, вытесненных крестоносцами из родных мест в давние времена). Автору удалось записать и заговоры бабули Тэкли – знаменитой бытенской шептухи. Главный вывод, который делает Анастасия: устное народное творчество – это наследие не менее значимое, чем материальные ценности… (Диплом I степени).

4-2009-09-17_9573pb_1330.jpg

Интерьер одного из домов в деревне Чудин Ганцевичского района.

5-2009-09-17_9564pb_1330.jpg


Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время