by | pl | de | en

Легенды и тайны Мирского замка. Часть первая

Автор: Виктор Бунчук
Фото: Сергея Плыткевича
1-2013-07-30_u13_9125_1330.jpg

От автора

Родился и вырос я в городском поселке Мир, знаменитому не только в Беларуси, но и во многих странах мира своим великолепным замком, которому более 500 лет. С этим замком и его последними владельцами князьями Святополк-Мирскими была связана судьба моих дедушки и бабушки: Григория Тимофеевича и Анастасии Сергеевны Бунчук, а также их подруги Веры Ивановны Хмель. В детстве я услышал от них множество интересных рассказов и легенд. Все это и послужило поводом для сбора фотографий и исторического материала, которому я посвятил более тридцати лет. Мне бы очень хотелось, чтобы об этих добрых людях знали не только на малой родине, но и в ближнем и дальнем зарубежье.

2 a1182f56a92a83797ca974a85eae619c.jpg

Церковь-усыпальница Святополк-Мирских

В 1904 году по указу княгини Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской было начато строительство церкви-усыпальницы по проекту петербургского архитектора Роберта Марфельда. Кирпич для будущего храма доставляли железной дорогой из Харькова до станции Городея, а затем на подводах в местечко Мир. В строительстве были задействованы местные мастера и каменотесы. Главным мастером был местный житель Ян Пушкарский.

Княгиня Клеопатра, как и многие дворяне того времени, вела дневник, в котором на одной из страниц имелась запись: «Построю храм и уйду в мир иной». Так и произошло.

3-2016-07-30-16--8976_1330.jpg

В 1910 году храм был построен, аккурат ко дню Святителя Николая (весеннего), состоялась первая служба. Основной целью княгини было перезахоронения супруга – Николая Ивановича Святополк-Мирского, прах которого покоился у стены николаевской церкви, ныне – костел Святого Николая. Именно князь Николай первым был перезахоронен в родовой церкви-усыпальнице. В том же году умерла княгиня Клеопатра.

4-2013-03-19_q13_9859_1330.jpg

Ее прах и прах некоторых из ее детей покоятся в семейном склепе.

5-2010-08-08_0296_1200.jpg

Сама церковь-усыпальница с точки зрения архитектуры уникальна: на одной из сторон размещен лик Христа-Спасителя. Мозаика выполнена по рисунку художника Харламова (Академия художеств России). На башне-колокольне размещен родословный герб Святополк-Мирских, где в центре – на щите по пересечению изображены Архангел Михаил и Георгий Победоносец, что подчеркивает дворянское происхождение Святополк-Мирских. Святополк-Мирские ведут свой знатный род из Рюриковичей – князей киевских и московских.

7-2013-03-19_q13_9856_591.jpg

Церковь всегда поражала жителей местечка Мир и заезжих гостей не только своей внешней и внутренней красотой, она питала их любовью к Богу, близким и друзьям, ко всему, что было создано Творцом неба и земли. Поэтому люди всегда спешили в храм и в радости, и в горе. Так продолжалось до 1939 года.

В 1939 году в Западную Беларусь пришла советская власть. Имущество из храма начали вывозить. Что-то удалось сохранить священнику Свято-Троицкой церкви отцу Владимиру Свирскому, а Царские врата – настоятелю Церкви из г.п. Березовец, где они находятся и поныне. В храме находились дорогостоящие иконы в серебряных и золоченых окладах, многие из них были выложены драгоценными камнями. Иконы вывезли, многие из них пополнили фонды музеев Белорусской ССР.

Храм был опустошен и закрыт, но души верующих прихожан закрыть было невозможно. Люди вновь начали приходить молиться к иконе Христа Спасителя, которая и поныне находится на фасаде храма. Это вызывало негодование некоторых работников Мирского райкома партии. В 1947 году нашлись «энтузиасты», которые решили повредить лик Христа. Один из них, забравшись на храм, начал сбивать икону зубилом, что и сегодня отчетливо видно на шее Христа. Однако, как говорят местные жители, ангелы Божьи столкнули его: человек упал и разбился. На этом осквернение святыни не закончилось: оставив икону, «энтузиасты» нашли тех, кто помог бы сбросить храмовый колокол. В один из дней два активиста по винтовой лестнице взошли на колокольню, привязав к колоколу веревку, бросили ее конец третьему, который ждал у стены. Они раскачали колокол и столкнули вниз. При падении его отбросило и накрыло того, кто стоял внизу, вместе с колоколом человек скатился в озеро. Возможно, вторая смерть заставила на время оставить храм в покое, но ненадолго.

11-2010-08-08_9307_591.jpg

Поскольку г.п. Мир являлся районным центром Барановичской области, то в 1949 году Барановичским облисполкомом было принято решение о взрыве святыни. О нем не должны были знать жители Мира, которые никогда бы этого не допустили. Но один из чиновников, который оставался христианином, сделал телефонный звонок директору мирского спиртзавода – Михаилу Владимировичу Новицкому, с которым он воевал в годы Великой Отечественной войны. Михаила Владимировича чиновник знал как порядочного, втайне верующего человека, из христианской семьи. Новицкому, как члену коммунистической партии, было дано поручение проследить, чтобы в день планируемого подрыва вблизи храма не было рабочих завода и детей. Времени оставалось совсем немного, но Михаил Владимирович, рискуя собой и своей семьей, пошел на хитрость, чтобы любой ценой сохранить Храм. Он обзвонил всех знавших его милиционеров и рабочих завода, которым доверял, они условились собраться у одного из знакомых. Решение, которое было принято на том «совете», оказалось самым верным и удачным. По просьбе Михаила Владимировича доверенными рабочими была повреждена крыша зернохранилища, вопрос о срочном ремонте которой поднял директор. Для проведения капитального ремонта здания нужно было срочно убрать зерно, ведь в случае проливных дождей оно пришло бы в негодность. Поэтому для дальнейшего хранения лучшего помещения, чем гробница Храма, не нашлось. В то же время работники милиции распространили информацию о том, что в окрестностях г.п. Мир прячется банда Демуха, поэтому в темное время не следует зажигать свет в домах и выходить на улицу.

Первоначально зерно решили вывозить лошадьми, при этом обмотав колеса тряпьем, ведь улица была выложена брусчаткой. Но эта идея была отклонена, поскольку, обязательно найдутся зеваки, которым запрет нипочем. Тогда было принято решение переносить зерно в мешках из поврежденного зернохранилища напрямую через парк. Директор с рабочими и милиционерами взваливали на свои плечи, сколько могли нести. Переносили всю ночь. Ближе к утру вторая часть гробницы была засыпана зерном.

Когда появились подрывники, директор спиртзавода пояснил сложившуюся ситуацию с зерноскладом, и попросил извинения за то, что забыл поставить в известность облисполком. Саперам ничего не оставалось делать, как уехать. Долго еще затягивался ремонт зерносклада, а крипту храма все пополняли зерном. Вот такой подвиг был совершен под руководством Новицкого Михаила Владимировича. Подвиг во славу Божию.

8 59efe1869b1dd4d1f9342c65cc32428e.jpg

Сегодня храм отреставрирован, он является филиалом музея замкового комплекса «Мир». Его посещают десятки тысяч туристов из ближнего и дальнего зарубежья, в православные праздники там проводятся богослужения.

10-2013-03-19_q13_9878_1330.jpg

Надеюсь, что имена тех, кто принимал участие в спасении этой святыни, не будут забыты. Ну, а те, кого позабыли, пусть простят нас живущих, все они внесены в книгу на Престоле Божьем, где никто ничего не сможет вычеркнуть, и не единого листа не удалит. Они ушли из этого мира в мир иной, но в памяти останутся навечно: М.В. Новицкий – директор спиртзавода, Г.Т. Бунчук, Найба, Кухарчик, Корабан и многие другие работники мирского спиртзавода, офицеры мирского РОВД: Н.Ф. Пятов – уголовный розыск, Карабейник, Парецкий, Клавсуть и другие. Всех их объединяло только одно; вера в Бога и преданность земле своих предков. Многие из этих людей прошли суровыми дорогами войны, сохранив для нас, живущих на земле, яркое солнце и мирное небо.

9-2012-07-06_i5_5421_591.jpg

P.S. Эти рассказы я хочу посвятить памяти моих бабушек: Анастасии Сергеевны Бунчук-Буйновской и Веры Ивановны Дамбровской-Хмель, чьи судьбы неразрывно связаны с последними владельцами Мирского замка – Святополк-Мирскими.

Святополк-Мирские владели замком на протяжении сорока лет. Представители княжеской династии были людьми с добрым сердцем, любящими и понимающими обычных людей, в трудную минуту готовыми прийти на помощь простому труженику, поддержать духовно и материально. Они никогда не показывали, что относятся к высшему сословию, к «элите» или, как принято говорить, «голубым кровям».

Продолжение следует


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые