Маркетолог Акантинов: Обидно слышать: «А зачем к вам ехать? У вас нет ничего интересного!»

Автор: Надежда Суслова

Анатолий Акантинов, член ОО «Гильдия маркетологов», руководитель проекта MICE in MINSK, недавно вернулся из Сочи, где проходил Всероссийский конгресс организаторов деловых мероприятий MEET IN SOCHI. Своими наблюдениями и впечатлениями он поделился со студентами истфака Белгосуниверситета и сайтом «Планета Беларусь».

Во всем мире MICE шагает семимильными шагами

В своем выступлении эксперт рассказал об опыте проведения ивент-мероприятий и развития делового туризма в других странах. Цифры на самом деле впечатляющие.

В мире в год проводится около 40 млн. различных ивентов, а оборот составляет более 885 млрд. долларов. Существует десятка городов, которые являются лидерами в области развития делового и конгрессного туризма. Это: Лондон, Париж, Берлин, Прага, Барселона, Вена, Мюнхен, Рим, Мадрид и Амстердам. Многие страны занимают определенные целевые ниши для организации различных мероприятий. К примеру, Варшава выбрала для себя шесть основных направлений: биотехнологии, нанотехнологии, энергетика, IT, оптоэлектроника и креативный сектор (творчество). В Сербии на один потраченный на организацию MICE мероприятий доллар получают 86 долларов прибыли.

MICE в большинстве стран мира – это целая отрасль экономики с большими бюджетами, играющая большую социальную роль, влияющая на имидж страны и помогающая привлекать дополнительные потоки туристов. Всю деятельность по организации MICE осуществляют специальные организации – конгресс-бюро.

За опытом далеко ходить не надо

По словам Анатолия Акантинова, на постсоветском пространстве постоянно проходят знаковые мероприятия, посвященные деловому туризму и ивентам. Конгресс в Сочи как раз из их числа. Он получился весьма полезным, благодаря разнообразной программе: параллельным сессиям, среди которых можно было выбрать наиболее интересующую, разнообразным выборам фамтрипов, встречам единомышленников – представителей разных регионов и сфер MICE индустрии. Мероприятие в Сочи отличалось своей раскрепощенной атмосферой, настроенной одновременно на отдых и получение деловой информации. Это позволяло эффективно работать, воспринимать информацию, приобретать новые и укреплять старые знакомства.

Полезной оказалась сессия «Эффективный механизм закупок», партнером и модератором которой была Ассоциация профессионалов по управлению закупками (АРРМ). В ней приняли участие спикеры таких компаний как Лаборатория Касперского, Imperial Tobacco, Mars Inc., Берингер Интельхайм.

Прозвучали такие мысли, как:

  • MICE понимается компаниями как стратегическая встреча (strategic meeting) для развития компании, это в свою очередь несет определенный подход к их организации;
  • для выбора поставщика услуг применяется воронка продаж – от широкого количества поставщиков к оптимальному;
  • используются разные тактики взаимодействия с поставщиками – с ограниченным количеством или с множеством поставщиков. Каждая имеет свои плюсы и минусы – первый экономит время, второй – деньги и качество.
  • иногда выбор работы через агентство или напрямую с контрагентом (гостиницей, например) определяется в зависимости от рычага влияния на него;
  • часто агентства дают скидку за имя заказчика с целью указания его в портфолио;
  • подрядчики часто боятся задавать вопросы, чтобы не показаться некомпетентными, либо переоценивают свои возможности;
  • заказчик часто дает кейсы с подвохом, чтобы проверить компетентность исполнителя;
  • как правило, тендер проводится среди трех агентств, уже отобранных в начале года;
  • имидж места часто влияет на выбор проведения мероприятия;
  • заказчиками ценятся те агентства, которые помогают создавать критерии оценки мероприятия.

В заключение прозвучало, что в современных условиях важно не быстро бежать, а бежать по-другому, не так как все.

Интересным было выступление Дарьи Островской, руководителя Выставочного научно-исследовательского центра R&C из Санкт-Петербурга. Центр является единственной подобной профессиональной структурой на территории стран СНГ. Она осветила перечень ассоциаций, профессиональных журналов, маркетинговых компаний, выставок, мероприятий, туристических сервисов, где можно черпать информацию и отслеживать тренды развития MICE. К центру часто обращаются за изучением ситуации на рынке, например, при строительстве конгрессно-выставочных центров. А также центр проводит ежегодный Евразийский ивент-форум и ведет профессиональный деловой ресурс Event Live.

На секции «Стратегии развития регионов: новый взгляд на будущее территорий. Уникальные возможности и нестандартные решения», партнером которой выступило «Национальное конгресс-бюро России», полезным был доклад Хенрика фон Арнольда, бывшего руководителя конгресс-бюро Швеции, а ныне консультанта ENITED Business Events GmbH в Вене. Он остановился на основных принципах создания стратегии страны как дестинации, стремящейся к развитию конгрессной деятельности. Это сильный бренд, инфраструктура, политическая воля, исследования, взаимодействие, частно-государственное партнерство, доверие, привлечение ресурсов (идеи, деньги). Важно также, чтобы участники рынка имели совместный взгляд и тянули в одну сторону. Это долгий процесс и может длиться десятилетие.

Для привлечения в свою страну мероприятий важны ожидания, удобство и мотивация клиента. Все большее значение приобретает личностный маркетинг, т.е. персонализированный подход.

Одним из трендов, особенно московского рынка, является специализация участников рынка. Это проявилось благодаря выставке и деловым переговорам. Уже обычной практикой стали бизнес-услуги по регистрации участников на мероприятия, подбор модераторов для конференций, подбор временного персонала от грузчиков до хостеса.

На сессии «Сочи глазами MICE-заказчиков» выявились общие тренды и для Беларуси.

Основной претензией заказчиков была одинаково устаревшие предложения большинства сочинских агентств, клиент ищет новые решения, программы.

В рамках конгресса состоялись предварительные переговоры по сотрудничеству и взаимодействию «Конгресс визит бюро Сочи», Уральского конгресс-бюро, Выставочного научно-исследовательского центра R&C с проектом конгресс-бюро MICE in MINSK по взаимному продвижению.

Общий вывод: MICE рынок активно развивается, специализируется, тесно связан с продвижением и имиджем городов и стран.

Что ожидает мировой MICE в будущем

Экологизация, персонификация и цифровизация станут основными направлениями для развития индустрии делового, конгрессного и инсентив-туризма в ближайшие годы.

Среди основных тенденций в мировой индустрии MICE эксперты выделяют устойчивость, минимальное воздействие на окружающую среду и повышенную социальную корпоративную ответственность. Так, например, около 90% отелей Норвегии уже имеют специальный сертификат о поддержке программы защиты окружающей среды. В числе трендов отрасли также названы персонификация и стремление удовлетворить любой срочный запрос клиента, фестивализация и участие корпоративных групп в крупных фестивалях, а также цифровизация мероприятий и развитие городских туров с дополненной реальностью.

Звезды пока не сошлись, и когда сойдутся, неизвестно

Эксперт констатировал, что Минск при всех его возможностях пока не стал популярным центром для организации ивентов и MICE-туризма. Причин несколько.

В отличие от многих зарубежных стран в Беларуси не определено, на что конкретно делать упор и какие направления выбрать. Деловой туризм вообще пока недооценен, и никто не подсчитал точно, какие прибыли он мог бы принести. Нет какого-либо общего органа, который бы регулировал и руководил процессом организации ивент-мероприятий. Не создано конгресс-бюро по аналогии с зарубежными и российскими образцами.

В числе причин также достаточно высокие цены на авиауслуги и несопоставимая с многими другими столицами  стоимость проживания.

Крупные праздники и фестивали невозможно планировать заранее, так как разрешение на их проведение можно получить официально только за 10 дней (а недавно – за пять дней!).

Привлечь туристов на подобные зрелищные мероприятие практически невозможно.

Игроки и участники рынка событий и MICE разрознены. Если в США 22% отелей, 18% ресторанов, 16% туроператоров, 17% объектов развлечений входят в различные ассоциации, то в Беларуси таких союзов единомышленников нет: была попытка создания ассоциации отелей, но это объединение долго не просуществовало.

Минску и Беларуси традиционно не хватает креативных предложений, продвижения и консолидации.

И что еще очень важно: понять, в чем уникальность нашей страны, как ее позиционировать. «Мне очень часто приходится слышать во время различных форумов и конференций: «А зачем к вам ехать? У вас нет ничего интересного!», — сказал Анатолий Акантинов. И такое мнение во многом складывается потому, что у Беларуси нет собственного бренда, своего уникального лица, более того – своей национальной идеи.

Эксперт предложил студентам – участникам встречи – определить, какая у нас страна. И это оказалось весьма непростой задачей. В конечном итоге сошлись на мнении, что Беларусь – это страна пенсионеров. «Назначенные» из числа присутствующих «мэры» городов Гомеля, Могилева, Витебска, Жодино также не смогли толком назвать отличительные черты этих городов, делая упор лишь на их историческое прошлое.

Затруднение вызвал вопрос о том, к какому из семи типов городов отнести Минск и областные центры.

«Для того, чтобы движение, направленное на развитие территориального маркетинга, создание бренда и привлечение туристов в страну обрело силу, нужно, чтобы сошлись звезды», – философски подытожил спикер.

А звезды, по его мнению,  – это политическая воля, консолидация бизнеса и спрос на Беларусь (продвижение). Вопрос: как долго этого ждать, остался без ответа.

Что делается, чтобы все-таки не оказаться на задворках мирового движения?

Нельзя сказать, что у нас в стране совсем ничего не делается для развития ивентов и MICE-туризма.

В 2010 году прошел Первый Международный форум «Имидж Республики Беларусь», на котором отечественные и зарубежные эксперты поднимали вопросы необходимости странового маркетинга и брендинга. Форумы проводились и в 2011, и в 2012, и в 2013, и в 2014 годах. Последний, специализированный под туристическую тему, состоялся в 2015 году. В 2016 году создался проект MICE in MINSK по продвижению Минска как событийной страны.

В феврале нынешнего года в Минске прошел первый международный ивент-форум, привлекший внимание специалистов разных отраслей.

В этом же году было организовано два EVENT WORKSHOP, направленных на установление контактов между покупателями и продавцами развлечений.

От автора. Вместе с тем, все эти усилия и мероприятия выглядят, как камни, брошенные в болото: сначала идут круги по воде, а затем все снова затягивается ряской…



Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время