by | pl | de | en

Перекрестки: София Минская – королева Датская

Автор: Александра Батурина
Фото: рисунок Сергея Харевского

Малоизвестные страницы белорусской истории, а также гипотеза о культурных, религиозных и человеческих связях в средневековой Европе, о влиянии белорусов на историю одного из самых могущественных тогда государств – Датского королевства.

Недавно белорусский гид Анна Богданова и ее итальянская коллега Лариса Телегина провели совместную онлайн-лекцию «Забытая королева: София Минская – королева Датская», в которой не только раскрыли малоизвестные страницы белорусской истории, но и высказали весьма интересную гипотезу о культурных, религиозных и человеческих связях в средневековой Европе, о влиянии белорусов на историю одного из самых могущественных тогда государств – Датского королевства.

Перекресток 1: Анна и София

Анна Богданова – магистр исторических наук. Сама про себя говорит: «Мне с детства нужно было куда-то девать энергию, которой было очень много. Поэтому я все время что-то выдумывала, в чем-то участвовала. И до сих пор хочется узнавать новое. К тому же в белорусской истории еще очень многое остается неизвестным…»

Сочетание характера и научных интересов привели Анну в сферу туризма.

Одна из тем, которые, по ее мнению, совсем не достаточно разработаны историографией, – роль женщины в истории Беларуси. «Спроси на улице, кого из персон белорусской истории женского пола знают, – назовут, ну, может, Евфросинью Полоцкую и Анастасию Слуцкую», – говорит Анна.

Так в поле ее зрения попала героиня XII столетия – королева Дании София. Предполагается, что была она дочерью князя минского Володаря Глебовича, внука Всеслава Чародея. Однако сведений о ней у нас немного. Как считают некоторые исследователи, родилась она в Менске приблизительно в 1141 году. После того как ее мать Рикса, польская королевна, в третий раз вышла замуж за короля Швеции, София последовала за ней. В 1154 году княжна была обручена с датским королем Вальдемаром I, в 1157 году вступила с ним в брак. И стала королевой-матерью, зачинательницей королевской династии.

2.jpg

Брак был удачный. София родила восемь детей: двух сыновей и шесть дочек. После смерти мужа до достижения старшим сыном Кнудом совершеннолетия фактически правила Данией, что свидетельствует о ее уме, образованности, сильном характере. Оба ее сына были королями Дании, две дочери – королевами Швеции и Франции, две – женами именитых европейских вельмож.

В Дании реконструировали внешность Софии Минской по ее черепу, а датский художник Йенс Хейе сделал акварельный набросок лица королевы.

1.jpg

На нас смотрит властная, волевая женщина с уверенным жестким взглядом, лишенным сомнений.

7.jpg

София похоронена в некрополе датских королей в городе Рингстеде, в соборе Святого Бендта. В Дании есть поверье, что если невеста постоит на надмогильной плите королевы, то брак будем крепким и счастливым.

Хотя существуют разные версии происхождения Софии (в том числе о том, что она была новгородской княжной), в Дании она известна как «Sophie av Minsk og Polotzk». О ней знает каждый датский школьник, информация есть в учебниках, память о ней хранят главные музеи скандинавской страны. А в Беларуси эта историческая особа почти не известна.

Перекресток 2: Лариса и Анна

Минчанка Лариса Телегина 12 лет назад вышла замуж за итальянца, живет в Триесте на севере Италии. С мужем кроме прочего они совпали в страсти к путешествиям и познанию нового. Путешествовали очень основательно: ехали не «кавалерийским наскоком», а как минимум на несколько недель, изучали информационные материалы, продумывали маршрут, определяли ключевые пункты и точки пересечения интересов, искали «правильных» гидов…

Деятельную натуру Ларисы не удовлетворяли роли мужниной жены и домохозяйки. Однажды приехавшие в Италию приятели попросили показать им Триест. Будучи человеком основательным, она стала готовиться: собирать информацию, отыскивать интересные факты, продумывать удобный маршрут… Прогулка гостям очень понравилась, и они через какое-то время дали контакты Ларисы своим друзьям, которые ехали в Италию… Так появилась идея, куда можно приложить энергию, знания, увлечения, духовные поиски и душевные порывы.

Лариса Телегина сдала очень сложный экзамен и получила лицензию национального гида (надо сказать, даже итальянцы далеко не всегда этого добиваются.) Можно выделить две главные особенности ее профессиональной деятельности. Первая – она никогда не идет проторенной дорогой, разрабатывает индивидуальные маршруты, глубоко исследует артефакты, изучает широкий круг литературы, находит не замеченные никем связи между историческими личностями и событиями, пропускает каждую тему через себя, становясь действующим лицом того, про что рассказывает. Другая – очень часто клиенты и коллеги становятся ее друзьями.

С Анной Богдановой Лариса познакомилась давно в тематическом интернет-сообществе. Ставили друг другу лайки и оставляли комментарии под постами, делились информацией о гидах из разных стран, обсуждали интересные темы...

Вынужденно сидя дома в условиях жесткого локдауна и истосковавшись по любимой работе, Лариса стала интересоваться деятельностью минских коллег. Так произошло более близкое знакомство с Анной. А после того, как узнала подробности экскурсии Богдановой по мемориалу «Тростенец», посвященной истории Холокоста в Беларуси, Лариса написала: «Ценю коллег, которые глубоко смотрят в пласты истории, тянут за тонкие ниточки чувств, ведут тебя к эмоциональному переживанию и сами переживают с тобой. На таких экскурсиях я иду к себе, даже когда кажется, что пришла за знаниями или впечатлениями».

Перекресток 3: Лариса и София

Случилось так, что София, королева Датская, уже довольно давно интересовала Ларису Телегину. Про то, как это получилось и к каким еще скрещениям привело, – немножко позже, а сейчас – размышления Ларисы:

– Софию отправили в Данию в 1154 году, 13-летней девочкой. В Минском княжестве, надо думать, считалось, что этот возраст вполне подходит для брака. Однако в одном из ключевых государств средневековой Европы было иное мнение: маленькая еще. И вот подумайте: белорусская княжна три года жила при королевском дворе, ее воспитывали, чтобы она стала достойной королевой. Вот как по мне: это насколько же сильно датская корона хотела, чтобы женой короля стала именно она! На мой взгляд, это говорит и про престижность такого брака, то есть внешнеполитический авторитет Минского и Полоцкого княжеств, и про личностные качества Софии. Примечательно, что во время ее нахождения на престоле в Дании чеканились монеты с изображением двух монархов – короля и королевы. Мягко говоря, не такой уж частый случай в Средневековье.

Перекресток 4: София и Дагмар

София Минская имеет отношение еще к одной очень уважаемой в Дании исторической личности. Ее сын Вальдемар II взял в жены богемскую принцессу Дагмар (Драгомиру). По обычаю, после первой брачной ночи молодая королева объявляла «утреннюю просьбу», которая обязательно выполнялась. Дагмар попросила не парчи и бриллиантов, не привилегий, а – освободить всех заключенных и уменьшить налоги для подданных. Что и было сделано.

Прожив на свете всего 26 лет и шесть из них будучи королевой Дании, Дагмар завоевала такую любовь народа, что на всем ее последнем пути от тогдашней столицы Дании Рибе до места вечного упокоения в Рингстеде (а это 250 километров) крестьяне в лучших своих одеждах впрягались в повозку, на которой везли свинцовый гроб с телом усопшей, а иногда и несли его на руках.

Память про королеву Дагмар сохранилась в народных преданиях и балладах. И сейчас ее именем названы улицы и школы, театр в Копенгагене, отели. Встретить датчанку Дагмар не сложнее, чем белоруску Марию.

Перекресток 5: Лазарь Богша и крест Дагмар

Несколько лет назад белорусский реставратор и мастер ювелирного дела получил своеобразный профессиональный вызов: сделать реплику датской реликвии – креста Дагмар.

3.jpg

В 1683 (согласно другим источникам – 1690) году пастор прихода Святого Бендта в Рингстеде Кристен Бричфелд готовил в некрополи датских королей перезахоронение останков короля Эрика VI и под шумок решил найти престижное местечко рядом с сильными мира сего для себя и своей жены. А ради этого предприимчивый пастор… подвинул усыпальницы королевы Дагмар и королевы Швеции Регицы, дочери Софии Минской и Вальдемара I, родной сестры Вальдемара II. Если называть вещи своими именами, по-варварски их разрушил. Среди разваленных склепов был найден золотой крестик-энколпион – ковчег-хранилище для христианских святынь (мощей и тому подобного). Бричфелд объявил, что предмет находился в могиле королевы Дагмар. Поскольку любовь к этой личности датчане пронесли через столетия, версия была охотно подхвачена, реликвия получила имя – крест Дагмар – и стала национальной ценностью. Сейчас она хранится в Национальном музее Дании. Более поздние рентгенологические исследования показали, что внутри кусочек дерева – предполагается, щепка от креста Иисуса Христа.

До сих пор в Дании крест Дагмар является сакральным предметом: более простые его копии дарят маленьким девочкам, а золотые и серебряные – невестам на свадьбу.

Белорусский мастер, будучи профессионалом высокого класса, прежде чем взяться за дело, глубоко изучил реликвию. Это византийский крест, выполненный в технике византийской перегородчатой эмали, причем на очень высоком профессиональном и художественном уровне.

5.jpg

На одной стороне – православное распятие з написанным по-гречески именем Христа, на другом в центре – поясная икона Спасителя, справа – Богоматерь, слева – Св. Иоанн Предтеча, вверху – Св. Василий Великий, внизу – Св. Иоанн Златоуст.

6.jpg

Надписи нанесены также греческими буквами. Ученые считают, что крест был сделан в начале XII столетия.

Каким образом в XIII веке в могиле европейки Дагмар мог появиться православный крест? Для этого он должен был находиться на теле владелицы, а значит, много значить для нее. Однако отец Дагмар Пржемысл Отакар I был князем, а потом королем Чехии, которая входила в Священную Римскую империю, а потому никак не мог исповедовать православие, и его дочь (с высокой долей вероятности) – тоже.

Так появилось предположение, что, возможно, крест был не из могилы Дагмар, а из соседнего, тоже разрушенного, захоронения Регицы, дочки Софии Минской. Поскольку копатели особенно не заботились о сохранении могил, сложно определить, в чьей именно находилась реликвия.

Имя мастера, который в XII столетии выполнял заказы полоцких князей на украшения и религиозные предметы в технике византийской перегородчатой эмали, широко известно – Лазарь Богша. Это он в 1161 году создал главную белорусскую святыню (к сожалению, утраченную во время Второй мировой войны) для двоюродной тетки Софии – Евфросинии Полоцкой. Крест Евфросинии украшен вставками именно в технике перегородчатой эмали. В то время Богша был уже в весьма преклонных летах. А Пржемысл Отакар I примерно тогда только родился. Мастеров такого уровня, как Богша, не могло быть много. Поэтому возникло интересное предположение: вполне вероятно, что совершенно исполненный православный крест, найденный в Дании, был сделан в начале XII века либо Лазарем Богшей, либо кем-то из талантливых учеников под его руководством для князя Володаря Глебовича, который передал его своей дочери, может, при крещении, а может, когда отправлял ее навсегда в далекую северную страну. Тогда легко объяснить нахождение креста и в могиле Регицы (мать передала дочери в наследство), и в могиле Дагмар (София отдала крест сыну Вальдемару II, а тот подарил горячо любимой жене).

Сделано несколько очень точных высокохудожественных копий креста Дагмар. Одна из них была подарена Ларисе Телегиной на юбилей. Та, путешествуя по Дании и увидев в Национальном музее аутентичный крест Дагмар, поразилась его сходству с полученным в подарок.

8.jpg

Профессиональная любознательность и исследовательский азарт повели гида Телегину по пути раскручивания этой истории. Так произошла ее «встреча» с Софией Минской…

***

Вот так скрещение судеб, исторических событий, дорог разных людей связали современную Беларусь с Беларусью стародавней, с Европой сегодняшней и давнишней. Подтвердить гипотезу, выдвинутую белорусским мастером и некоторыми историками, о том, что датская святыня, связанная с именем почитаемой исторической личности этой страны, пришла с белорусской земли, возможно, не удастся. И не потому, что она не имеет права на существование, а потому, что, к сожалению, сохранилось очень мало документальных источников, которые поведали бы белорусскую историю XII–XIII столетий. Да и так ли это необходимо? Может, важнее изучать историю своей страны, строить на ней восприятие мира и иметь собственный взгляд на исторические события и личностей, как, например, белорусский гид Анна Богданова и итальянский Лариса Телегина.


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
Самые популярные Самые обсуждаемые