Плюсы и минусы конференции «Агроэкотуризм: территория перспектив»

Автор: Надежда Суслова
Ссылка: Wildlife.by

Конференция по агроэкотуризму прошла в Минске. Организаторами выступили ОАО «Белагропромбанк» совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, БОО «Отдых в деревне» и информационно-просветительным фондом «Новая Евразия».

Плюсы

Самым главным положительным моментом данного мероприятия участники, с которыми удалось пообщаться, назвали ее традиционность и постоянство: «Мы за десять лет привыкли, что такая агротуристическая «тусовка» проходит осенью». Но еще более важным обстоятельством прибывшие на конференцию назвали возможность встретиться и пообщаться: «Если бы не желание увидеть друзей и знакомых, мы вряд ли приехали бы». Неслучайно одним из наиболее популярных из прозвучавших с трибуны слов, стало слово «семья».

На мой взгляд, основную информацию участники конференции получили из выступления Валерии Клицуновой, председателя БОО «Отдых в деревне» на тему «Агроэкотуризм: тренды 2018».

На сегодняшний день цифры, характеризующие развитие отрасли в стране, таковы: всего зарегистрировано 2 317 агроусадеб, из которых реально работает около 1800. В прошлом году в них отдохнуло более 350 тысяч туристов.

Процесс развития агротуризма в Беларуси можно поделить на три стадии. Первая – инфраструктура на селе и количество усадеб, вторая – «Турпродукт и партнерство». В настоящее время сельский туризм вступил в третью стадию, которую можно условно назвать «Креативность, впечатления и инновации».

Основные тренды, отличающие сегодняшний отечественный агротуризм:

— лидерство;

— креативность и инновации;

— социальная ответственность деятельности;

— внимание к гастрономической составляющей;

— агротуризм и фермерство – эффект синергии;

— активное вовлечение молодежи;

— сельские фестивали и праздники.

Спикер расшифровала эти понятия.

Лидерство. Ежегодно российский журнал National Geographic Traveler проводит конкурс на лучшее направление в туризме. Традиционно в этом престижном состязании участвует и Беларусь, представляя свои достижения в номинации «Агротуризм». На этот раз за нашу страну проголосовало 50 процентов читателей, и это убедительная победа. В этой же номинации были представлены Бразилия, Италия, Китай и США. В результате Беларусь набрала 50 процентов голосов – и стала лучшей страной для агротуризма. «Разумеется, успокаиваться на этом нельзя, – сказала Валерия Клицунова, – это своеобразный аванс, который нужно оправдать!»

Креативность и инновации. В прошлом году БОО «Отдых в деревне» разработало и вручило многим агроусадьбам и партнерским организациям специальный знак «Крэатыўная прастора». Сегодня агротуризм – это вовсе не «чарка и шкварка», как это было первоначально. Тему инноваций продолжили, например, Евгений Зуев, Анатолий Ганец – члены потребительского кооператива по развитию агроэкотуризма «Воложинские гостинцы», в котором в следующем году появится такая необычная услуга, как «корзины» для потребителей, куда войдут продукты собственного производства – сыры, колбасы, хлеб и мед. 

Социальная ответственность ярче всего проявилась в создании турпродукта «Воложин без барьеров», в котором приняли участие агроусадьбы Воложинщины. Более подробно о проекте и его результатах рассказал в своем выступлении «Безбарьерный туризм» Владимир Потапенко – председатель общественного объединения «БелОИ». Наталья Борисенко-Клепач – преподаватель кафедры международного туризма БГУ, давно занимается темой инклюзивного туризма. О том, как обстоят дела в этом направлении у нас в стране, и насколько мы отстаем от заграницы, она рассказала в своей презентации. Кроме того, впервые проведенный в нынешнем году фестиваль «Креативный возраст» продемонстрировал, как важно внимание к категории пожилых людей, и как много талантов кроется среди них.

Как способствует привлечению туристов гастрономическая составляющая и как она важна для развития агротуризма, рассказала в своем выступлении «Успешный кейс развития гастрономической дестинации» Наталья Гасподарик – заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Зельвенского райисполкома. По словам Валерии Клицуновой, у этого направления есть большие перспективы. Среди ближайших планов – участие в международной гастрономической выставке в итальянском Бергамо в следующем году, а также в выставке Slow FOOD в Милане. Своим видением продвижения кулинарного турпродукта в Беларуси поделились студенты ФМО БГУ Алеся Смехович и Владимир Швайко.

Агротуризм и фермерство могут прекрасно дополнять друг друга. Примеров этому множество. Это и «козья» ферма ДАК, и усадьбы-хозяйства «Верес», «Студинка», «Экофлора», «Королевская голубика», «Красное» и пр. В своем выступлении «Органическое сельское хозяйство» Любомир Клепач – специалист по органическому сельскому хозяйству учреждения «Центр экологических решений» – рассказал о тонкостях взаимодействия агроусадеб и фермерских хозяйств в производстве экологически чистых продуктов питания.

Неоспоримый факт: в отечественный агротуризм все более активно вовлекается молодежь. И это не только продолжатели семейных традиций, но и городские ребята, студенты, которые, казалось бы, вообще далеки от темы сельского туризма. В своих сообщениях Леонид Гайдукевич (факультет международных отношений БГУ) и Дарья Пукась – специалист по туризму общественного объединения «Отдых в деревне» призвали владельцев усадеб как можно чаще приглашать на практику студентов, которые могли бы не только оказать им посильную помощь, но и разработать интересные познавательные маршруты и программы для туристов. Положительные примеры уже есть. Например, недавно студенты-старшекурсники ФМО хозяину усадьбы «Ольхово» Евгению Красновскому помогла в создании квеста «Вандроўка воўка». Интересные перспективы в области взаимовыгодного сотрудничества обозначил молодой директор туркомпании «Экосистема туризма» Алексей Римша.

Сельских фестивалей, в которых самое активное участие принимают агроусадьбы, становится все больше. Заслуженную популярность приобрели такие фесты, как «В гости к лепельскому Цмоку», «Анненский кирмаш», «Мотольские прысмаки» и другие. Появляются и эксклюзивные новинки. К примеру, своими планами на следующий год поделился организатор первого в Беларуси кукурузного лабиринта «Кукуполис» Александр Пожаренко. Он сообщил, что в 2019 году состоится уникальный фестиваль «Кукуфэст», а также соревнования «Кукурэйс».

Минусы

Возмущение у владельцев агроусадеб вызвало место проведения конференции – отель «Мариотт». «Почему специализированное мероприятие проходит здесь?» – спрашивали они. Хозяин агроусадьбы «Ганка» Анатолий Ганец озвучил эти претензии в своем выступлении: «Мы могли бы организовать конференцию у нас в Воложинском районе. А заодно гости смогли бы посмотреть, как организован прием туристов в нашем кластере!»

В смысле организации отель «Мариотт» действительно оказался не на высоте: многие иногородние гости элементарно не смогли его сразу найти, микрофоны периодически выходили из строя, один из спикеров, Владимир Потапенко – председатель общественного объединения «БелОИ» – на своей коляске не смог подняться на сцену из-за отсутствия пандуса, в зале было душно... Но внешние факторы, безусловно, не являются основополагающими, если есть интересное содержание.

Увы! На этот раз многие выступления, количество которых просто зашкаливало, были настолько далеки от проблематики и насущных вопросов, что полезную и нужную информацию приходилось буквально вылавливать из огромного количества «словесной руды». Иногда создавалось ощущение, что с трибуны читали лекции для неофитов или студентов-первокурсников. Организаторы не подумали о том, что время длинных теоретических докладов миновало. В своем выступлении «Вместе создаем большие перспективы» Дмитрий Примак– начальник управления малого и среднего бизнеса ОАО «Белагропромбанк», вместо того, чтобы озвучить цифру выданных кредитов и сделать сравнительный анализ, рассказать о реальных перспективах сотрудничества, убеждал собравшихся в том, как правильно работать с клиентами и произносил общие фразы. А на конкретный вопрос от владельца усадьбы «Фазенда» о том, что порядок оформления кредита невыносимо забюрократизирован, он ничего толком ответить не смог.

Современным технологиям продвижения услуг агроэкотуризма была посвящена целая «панель». Однако, кроме откровенной рекламы порталов Vetliva. by и Holiday.by, призывавших владельцев усадеб размещать рекламу своих услуг именно у них, ничего нового никто не услышал.

Имея возможность сравнивать конференции по агроэкотуризму от самой первой и до вчерашней, могу с уверенностью сказать, что, к сожалению, скепсис, высказанный многими участниками мероприятия, во многом был оправдан. Наверное, нужно подумать в следующем году о новых формах и методах проведения подобных форумов. Вариантов достаточно!



Смотрите также

Статьи
Сегодня нам нужны специализированные выставки по агротуризму

Туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2018» проходила в Минске с

Статьи
Активный отдых на агроусадьбах: байдарки, лошади, велосипеды и… драккар

Как показала практика, большинство гостей, приезжающих на

Еще

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время