Каждый третий самосвал мира сделан в Беларуси. Неудивительно, что для многих наша страна ассоциируется именно с большими машинами. Корреспондент «Планеты Беларусь» отправилась на экскурсию по Белорусскому автомобильному заводу, чтобы посмотреть на самосвалы размером с двухэтажный дом и узнать, как их делают.
При входе на территорию завода бегущая строка приглашает всех желающих на экскурсию: «Дарите радость вместе с БелАЗом!» Почему бы и нет? Производственные экскурсии по БелАЗу начали проводить в июле прошлого года в рамках проекта «БелАЗ — бренд Беларуси». За один год завод посетили более 10 тысяч человек, среди них — туристы из 14 стран, большая часть — из России.
Завод в Жодино был построен в 1948 году, ровно через 10 лет здесь начали выпускать самосвалы. Самый первый имел грузоподъемность 25 тонн, потом долгое время здесь производили самосвалы, которые могли перевозить 40 тонн.
Грузоподъемность машины зависит от того, сколько могут выдержать шины. Остановиться в свое время на 40 тоннах пришлось по той причине, что не было подходящих шин. Но карьеры по всему миру становились все глубже, машины нужны были больше, и БелАЗ стал активно увеличивать мощность своих самосвалов. От 25 тонн в конце 1950-х мощность белорусских грузовых автомобилей увеличилась до 450 (!) тонн.
Сегодня самые маленькие самосвалы, малыши, которые выпускает БелАЗ, выглядят так. Их мощность — 30 тонн.
Самые же большие, которые в карьерах похожи на мурашек, на территории завода поражают тем, какие они огромные, так:
Машина с грузоподъемностью 450 тонн — гордость БелАЗа. Этот самосвал даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Во время испытаний машина справилась с грузом общей массой 503 тонны, хотя ее заявленная мощность — 450 тонн, что сопоставимо с силами табуна из 4600 лошадей.
Этот самосвал весит 360 тонн, его высота — чуть больше 8 метров. Каждая из восьми шин самосвала выдерживает около 100 тонн. Такую машину в среднем делают 5 месяцев. БелАЗ выпустил уже два самосвала грузоподъемностью 450 тонн. Первый уже перевозит уголь в России, второй еще находится на территории завода, но скоро тоже отправится в Россию. Такие автомобили делают только под заказ.
Машину ведет один человек. Чтобы управлять ею, нужно иметь права категории C, определенный стаж вождения да еще пройти специальные курсы. Козырек над кабиной водителя создан специально, чтобы защищать управляющего машиной. Чтобы такой самосвал проработал примерно 10–12 часов, требуется около 5600 литров топлива.
БелАЗ не собирается останавливаться на достигнутом. В ближайших планах — самосвал с грузоподъемностью в 560 тонн.
Самосвалы БелАЗа не могут передвигаться по дорогам из-за своего размера. Машины, которые в карьерах выглядят как игрушечные, слишком велики для белорусских дорог. После сбора самосвал испытывают на полигоне, а потом разбирают на блоки и отправляют в пункт назначения железнодорожным или морским путем.
На территории автомобильного завода есть площадка-полигон с неровностями и наклонами, чтобы тестировать собранные машины. Самая большая горка здесь с углом в 14 градусов. Это максимальный уклон для самосвала. Кстати, машины могут работать при погоде от −50 до +50 градусов.
БелАЗ является градообразующим предприятием. Здесь работают 8,5 тысячи человек, на производстве задействован большой процент населения Жодино. Территория завода — 154 гектара. БелАЗ по сути является городом в городе.
День машиностроителей считается одним из основных праздников Жодино, отмечают его и на заводе. Именно в последнее воскресенье сентября здесь устраивают день открытых дверей с концертами, конкурсами и тест-драйвами. Предприятие принимает гостей на протяжении двух часов, за это время завод посещают порядка 5 тысяч человек.
Организовать экскурсию по заводу (включающую посещение музея предприятия) в любой другой день совсем не сложно. Желательно позвонить и записаться заранее. Без предварительного звонка экскурсию смогут провести, только если кто-то из экскурсоводов будет свободен.
На предприятии гостей чаще всего собирают в группы. Обычно экскурсии проводят для групп около 10 человек. Стоимость для взрослого — 7 рублей, для ребенка — 3 рубля. Если турист не является гражданином Беларуси, стоимость для взрослого увеличивается до 15 рублей. Сотрудники завода стараются идти навстречу гостям и, как правило, проводят экскурсии и для нескольких человек. Мероприятия эти проходят регулярно — порядка трех-четырех экскурсий в день.
Дополнительная услуга на заводе — возможность покататься в кабине самосвала грузоподъемностью 130 тонн. Прокат по испытательному полигону осуществляется в течение 8 минут. Стоит такое развлечение 75 рублей. После проката турист получает особую грамоту, хотя за руль самосвала его, конечно, не пускают.
Услуга пользуется популярностью, туристы заказывают прокат практически каждый день, а сертификаты на прокат на самосвале стали популярным подарком.
А мы нашли еще несколько поводов для того, что отправиться за
Экскурсии на производство в Беларуси пока не самое раскрученное
Мы подобрали места в стороне от хорошо известных турмаршрутов,
Все проблемы туризма решить невозможно, зато их можно
Беларусь может удивлять, выглядеть необычно и экзотично.
Просмотров: 15104
В Беларуси есть что посмотреть туристам из самых разных стран мира – со многими нас связывает такая насыщенная и драматичная история, что на экскурсия...
Просмотров: 5740
В июле 1511 года Новогрудок получил Магдебургское право.
Просмотров: 2000
В этот день в 1895 году в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи родился Павел Сухой, авиаконструктор.
Просмотров: 1919
Беларусь часто называют страной озер, и не зря, ведь их общее количество превышает 11 тысяч. Мы расскажем об уникальных водоемах.
Просмотров: 176716
В этот день в 1569 году была заключена Люблинская уния, которой объявлялось объединение Великого княжества Литовского и Польши в единую Речь Посполиту...
Просмотров: 16823
Беларусь может удивлять, выглядеть необычно и экзотично.
Просмотров: 15104
В Беларуси есть что посмотреть туристам из самых разных стран мира – со многими нас связывает такая насыщенная и драматичная история, что на экскурсия...
Просмотров: 5740
Беларусь часто называют страной озер, и не зря, ведь их общее количество превышает 11 тысяч. Мы расскажем об уникальных водоемах.
Просмотров: 176716
Озеро Нарочь – самое большое в Беларуси. Что можно посмотреть в Нарочанском парке (помимо самого курортного поселка Нарочь с его санаториями), и чем т...
Просмотров: 22623
По официальной версии, праздник связан с «маршем пустых кастрюль».
Просмотров: 21946
Именно в этот день в 1613 году король Речи Посполитой Жигимонт III Ваза присвоил этому населенному пункту статус местечка.
Просмотров: 17211
Беларусь часто называют страной озер, и не зря, ведь их общее количество превышает 11 тысяч. Мы расскажем об уникальных водоемах.
Просмотров: 176716
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
Просмотров: 101218
В Музее истории белорусского кино, где знают все о белорусском кинематографе, нам посоветовали белорусские фильмы разных периодов, которые стоит посмо...
Просмотров: 100241
Существует ли какой-то экскурсионный «минимум», который необходим каждому уважающему себя белорусу для того, чтобы у него было чувство национальной са...
Просмотров: 67582