Шесть адресов минского цирка

Автор: Екатерина Мухина

11 февраля 1959 года в Минске состоялось первое выступление Белорусского цирка в новом здании на проспекте Независимости. Сейчас, когда оно всем известно и считается одной из столичных достопримечательностей, представить себе Минск без переливающегося огнями шатра довольно сложно.

Но так было далеко не всегда и долгие годы городской цирк располагался совсем в другом месте, а точнее местах.

Конечно, история цирка на территории современной Беларуси началась задолго до наших дней. Еще в XVIII-XIX веках по Европе гастролировали бродячие труппы, большинство из которых имели итальянское происхождение. Такие имена как Ченизелли, Феррони, Труцци были на устах у всех поклонников циркового искусства. Воздвигаемые время от времени в разных частях страны круглые шатры-шапито обвешивались афишами и предлагали не слишком разнообразную программу. Первоначально основой каждого шоу были конные выступления. Кстати, именно ради того, чтобы лошади могли удобно бежать по кругу, арена любого цирка была не менее 13 метров в диаметре. Помимо этого, на временных аренах выступали силачи, акробаты, дрессировщики и шуты. Каждый цирк старался добыть уникального артиста, например, силача или «урода».

Первое выступление профессионального цирка состоялось в Минске в 1853 году. Австрийский цирк Карла Гинне раскинул свои шатры в Троицком предместье. В последующие годы там же гостили артисты из разных стран, но никто не имел подобного успеха.

братья никитины.jpgВ 1873 в Пензе знаменитые артисты Дмитрий, Аким и Петр Никитины открыли первый российский стационарный цирк. Почему мы вдруг вспомнили об этом? Да потому, что имея огромный успех в своем деле, братья Никитины стали основывать новые представительства своего цирка и уже 16 ноября 1884 в Минске был открыто подобное заведение братьев Никитиных. Возведен этот деревянный шатер был на Соборной площади (сейчас площадь Свободы) и рассчитан на 800 мест.

Конечно, для того времени это стало прорывом и отбоя от посетителей в цирке не было. Вот только, выдавая разрешение на строительство, Минское Губернское Правление плохо учло специфику места. Прихожане и духовенство расположенных по соседству храмов, над крестами которых вдруг возвысился купол цирка, были крайне недовольны. Уже через год под их давлением губернатор Чаплинский решил исправить ситуацию и перенести цирк. Правда, сделал он это не сразу, а лишь после того как в Минске прошли гастроли Сципионе Чинизелли. Вскоре после отъезда знаменитости для минского цирка начался период бесконечных переездов.

чинизелли.png

Сперва здание оказалось на Троицкой горе, на месте нынешней 2-ой городской больницы, затем на Комаровском поле, а в начале XX века в Губернаторском саду, там, где сейчас стоит памятник Максиму Горькому. В летнее время цирк «гастролировал» весьма интересным образом — из мачт и ткани собиралась переносная конструкция, в которой выступали как местные артисты, так и гости из других стран. Так, например, на пересечении улицы Подгорной и Игуменского тракта (современных улиц Карла Маркса и Свердлова) выступал французский цирк Хука.

plan1.jpgА в 1901 году у уже имеющегося минского цирка появился конкурент. На пересечении Петербургской и Коломенской улиц, где сейчас находится Михайловский сквер, антрепренер Девинье выстроил новое деревянное здание. Первыми на его манеж вышли итальянские артисты братья Труцци, а следом за ними стали приезжать и другие знаменитости. В разные годы здесь выступали известные всему миру Анатолий Дуров, Иван Поддубный и десятки гастролеров из Европы. И конечно, особым успехом у зрителей всех категорий пользовались клоуны, заполнявшие собой промежутки между выступлениями известных артистов. Кстати, в борьбе за зрителя цирки использовали не только рекламу, но и коммерцию, например, лотерею по входным билетам. Разумеется, выигравших были единицы, однако желающих поучаствовать от этого лишь прибавлялось. Традиционной цирковой забавой стала «французская борьба». Быстрее всего раскупали билеты на сражения отечественных богатырей с иностранцами.

В 1930 году цирк, расположенный в Городском саду (ныне парк им. Горького), перенес очередную реконструкцию. Теперь он мог единовременно принимать 1200 зрителей и в ближайшие годы коллектив цирка удостоился многочисленных наград.

В июне 1941 года здесь готовили новую программу, все билеты были раскуплены. Звездами открытия сезона (а намечалось оно на 21 июня) должны были стать знаменитые джигиты Али-бека Кантемирова и дрессированные морские львы Ирины Сидоркиной. А в ночь на 24 июня во время налета фашистской авиации в здание цирка попала бомба и начался пожар. Часть животных погибла сразу, остальных попытались спасти артисты, ночевавшие в вагончиках рядом со зданием. Если увести лошадей джигитам удалось довольно быстро, то обезумевшие морские львы никак не хотели прятаться в Свислочи. Лишь после того, как их опутали маскировочной сетью, взятой у военнослужащих, животные согласились спуститься в воду. Говорят, группу ластоногих после этого видели в других водоемах, однако точная их судьба неизвестна и, скорее всего, плачевна.

В последующие дни большинство артистов Белорусского цирка на телегах отправилось в Москву, а уже оттуда — на гастроли, поддерживать боевой дух Красной армии.

Сохранившаяся афиша цирка в послевоенные годы.jpgВ 1946 году из Сибири в Минск вернулся директор цирка Кабищер Борис Ефимович и сразу занялся восстановлением своего детища на прежнем месте. В разрушенном Минске было практически нереально набрать стройматериалов и найти мастеров для строительства цирка-шапито, и тогда на помощь пришли власти города Орла. На старом фундаменте было установлено деревянное здание на 1200 мест, идентичное довоенному, и выступления начались вновь. Чем могли расплатиться благодарные циркачи с нежданными помощниками? Самым ценным в эти годы — едой. В Орел отправили самый толстый из найденных кусок сала и десять литров натурального самогона.

Разумеется, после пожара, погубившего предыдущее здание, все понимали необходимость возведения каменного строения. Вначале его решили поставить в Заводском районе (сейчас район станции Могилевская), но благодаря многочисленным просьбам известных артистов администрация города нашла местечко в центре — на углу проспекта Сталина (сегодня проспект Независимости) и улице Якуба Коласа (сегодня — Янки Купалы). Строительство началось 30 октября 1954 года, а 31 января 1959 года здание было сдано в эксплуатацию. На момент окончания стройки по общему признанию белорусский цирк был самым красивым в СССР.

А уже 11 февраля состоялась премьерное выступление, завершившееся бесспорным успехом и ставшее своеобразным днем рождения современного белорусского цирка. Довольно символично и то, что в первом выступлении приняли участие Ирина Сидокина и Али-бек Кантемиров, которым пришлось ждать этого дня так долго. К сожалению, в том же году во время одной из репетиций прямо в зрительном зале скончался директор и идеолог минского цирка — Борис Кабищер. Коллектив объявил двухнедельный траур и закрыл сезон раньше срока.

2003.jpg

Сейчас Государственное зрелищное учреждение «Белорусский государственный цирк» (а именно так звучит полное название цирка на проспекте Независимости) не только принимает гостей со всего мира, но и отправляет на гастроли свой коллектив.

2014.jpg

После реконструкции, прошедшей в 2008-10 годах, в цирке можно устраивать любые типы шоу — от водных феерий до выступления воздушных акробатов. И хотя разительные изменения затронули внутреннее убранство главного цирка страны, незабываемый дух детства и игры ощущается в нем по-прежнему.



Смотрите также

Статьи
Три дня рождения Театра юного зрителя

Белорусский республиканский театр юного зрителя, расположенный

Статьи
Минск попал в топ-3 городов для шопинга у российских туристов

Баку, Астана и Минск лидируют в рейтинге путешествий для

Статьи
Цирки мира в Минске: на первые показы билеты почти распроданы

Юбилейный 60-ый цирковой сезон открылся 21 сентября в

Статьи
Минский проспект Независимости вернут в белорусский Список ЮНЕСКО

В 2019 году в Беларуси может появиться новый объект всемирного

Еще

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время