Каждый народ на этапе формирования нации неизменно обращается к славным страницам своей истории, находя в ней не просто замечательные факты давно минувших дней, но символы, жизненно важные для полноценного существования всей страны. В поисках исторических идеалов особо значимой для национального самосознания является категория «первого», когда «первый город», «первое государство», «первый храм» из простых дат на страницах летописей превращаются в знаковые точки отсчета жизни целого народа.
В сложных условиях становления белорусской национальной идеи поиск исторического идеала, «своей истории» неизменно приводил к славному прошлому Полоцка. Первый город на территории Беларуси, Рогволод – первый князь, Полоцкая земля – первое независимое княжество, собор Софии – первый величественный храм, Евфросиния Полоцкая – первая святая, Франциск Скорина – восточнославянский первопечатник, Полоцкая Академия – первый университет на территории Беларуси.
Неоспоримое первенство Полоцка в анналах истории и культуры Беларуси стало фактом его негласной «столичности» для белорусской нации в целом, независимо от политической конъюнктуры и административного статуса.
После поражения восстания 1863-1864 гг., которое ставило главной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., в среде белорусской интеллигенции приходит понимание, что исторической почвой Беларуси является не Варшава, а Полоцк. Революционеры-народники еще в 1880-х гг. подчеркивали особую значимость Полоцкой земли в белорусской истории:
«…нельзя сказать, что Белоруссия совершенно не имела своего прошлого. Она имела свою собственную историческую жизнь, в старину группируясь около Полоцка, Друцка, Минска…, которые имели своих князей и свое вече, и свое вольное народоправство, которое не раз прогоняло князей и приглашало их к себе «на всей своей воле».
В 1910 г. выходит “Кароткая гісторыя Беларусі” Вацлава Ластовского, первая книга по истории страны, написанная белорусом для своих соотечественников. Приоритет Полоцка в контексте национальной истории обозначается автором кратко и по существу: “Полацк – самае даўняе і сільнае з усіх беларускіх княстваў”. Особо была отмечена роль легендарного полоцкого князя Всеслава Брячиславича, но не в качестве удельного правителя, а как исторической личности, значимой для национальной истории белорусов.
Портрет Всеслава Чародея работы Язэпа Драздовича
“Усяслаў займае пачэснае месца ў гісторыі нашага краю: ён патрапіў высока паставіць сваё княства, прылучыўшы да Полацка княствы: Мінскае, Віцебскае, Аршанскае, Мсціслаўскае, Лукомльскае, Друцкае, Лагойскае, Слуцкае, Дзісненскае, а такжэ і частка Лівоніі залежалі ад Полацкага княства”.
Уроженец Полоцкой земли, человек чрезвычайной эрудиции Вацлав Ластовский искренне восхищался богатой историей и культурой родного края и был убежден, что основы самобытности белорусского народа были сформированы цивилизацией полоцких кривичей. Полоцк для Вацлава Ластовского – это всегда “столица”, не утратившая своей гордости и величия даже в ХХ веке.
“Сталіца здалёку выглядае казіста і горда, – вычуваецца нейкая ўкрытая веліч і ў гэтых руінах, што ляглі, як ранены рыцар… Ляжыць спакойны, бязмоцны, але гордасць застыгла на абліччы яго, і, ступаючы па целу гэтага велікана з слаўнай мінуўшчынай, нехаця прыцішаеш голас, каб не збудзіць заснуўшага…”.
Свои взгляды на место и роль Полоцкой земли в белорусской истории Вацлав Ластовский изложил в журнале «Крывіч», в котором популяризировал «кривичскую концепцию» происхождения белорусов. Основная идея заключалась в том, что первое независимое государство на территории Беларуси – Полоцкое княжество – стало мощным импульсом в формировании отдельного восточнославянского этноса – белорусов.
Титульный лист журнала “Крывіч”
Особое место в творчестве Вацлава Ластовского занимает мистическая, на первый взгляд, повесть «Лабиринты», в которой главный герой произведения неожиданно для себя открывает истинную значимость и предназначение Полоцка. В «лабиринтах», сокрытых в подземельях Верхнего Замка, находится настоящее сокровище Полоцкой земли – уникальная библиотека как воплощение мудрости и знаний предыдущих поколений, гарантия духовного возрождения в настоящем.
«Багацце, якое я тут убачыў у звітках і фаліянтах, проста не паддаецца апісанню. Тут я бачыў не толькі фаліянт Полацкай летапісі, пісанай рукой княжны Еўфрасініі, але і летапісы шмат ранейшых перыядаў існавання нашага народу».
Повесть, написанная в 1923 г., когда Полоцк был провинциальным городом РСФСР, стала своего рода пророчеством. Уже в следующем году, когда произошло первое укрупнение БССР, Полоцк и Полоцкая земля вновь стали неотъемлемой частью Беларуси.
Бюст Вацлава Ластовского на Аллее Славы в г. Глубокое
Вернувшись в Советскую Беларусь в 1927 г., Вацлав Ластовский активно включается в культурную и научную жизнь республики, возглавив кафедру этнографии Института Белорусской культуры. Знаковым событием стала экспедиция 1928 г., когда Вацлав Ластовский разыскал в полоцком финотделе крест Евфросинии Полоцкой и передал его в Государственный музей Беларуси. Именно с этого момента полоцкая святыня приобретает значение национальной белорусской реликвии.
Понимание особой роли Полоцка в годы созидания белорусского национального государства было присуще не только для уроженцев Полоцкой земли. Михась Зарецкий в первой части своего романа “Кривичи”, позже запрещенного в БССР, также обращается к полоцким истокам белорусской нации. Аркадий Смолич, известный деятель национального возрождения, первый белорусский профессор географии “полоцкие акценты” в своей известной монографии “География Беларуси” (1919) расставляет совсем не случайно.
“Апісанне паасобных краінаў пачынаем мы з паўночна-заходняга кута Беларусі, дзе найперш выявілася гістарычнае бытаванне беларускага народу, з Полацкага Наддзвіння”.
Задолго до появления на Верхнем Замке памятного знака “Полацк – калыска беларускай дзяржаўнасці” (2017) Аркадий Смолич предельно четко обозначил сиволический стутус древнейшего белорусского города.
“Полацк – старэйшае з местаў беларускіх, калыска беларускае культуры і дзяржаўнасці… Пачынаючы з ІХ в., аб ім выразна пішуць летапісы, як аб цэнтры найбольшага з беларускіх пляменняў – крывічоў. Якраз у гэтым часе пачынаецца сярод беларускіх пляменняў працэс стварэння незалежнае вялікае дзяржавы, і Полацк робіцца сталіцаю абшырнага княства, абыймаўшага большую частку Беларусі, ды вядзе даўгую, але досыць удачную барацьбу з Кіевам за сваю незалежнасць. Тут буйна кіпіць грамадскае жыццё, расце беларуская асвета і культура”.
В 1920-х годах, когда Западная Беларусь оказалась в составе Польши, принципиально важным был поиск общенациональных исторических и культурных символов, одинаково значимых для всех белорусов вне зависимости от политического контекста. Неслучайно в этой ситуации образ знаменитого полочанина первопечатника Франциска Скорины становится символом белорусской культурной идентичности.
Юбилей 400-летия белорусского книгопечатания, в память о первом издании «Апостола» в Вильно, широко отмечался в 1925 г. как в Западной, так и Восточной Беларуси. Центральные газеты БССР подчеркивали общенациональный характер культурного события.
«Сягоння, 25 сакавіка, Заходняя Беларусь урачыста святкуе 400-годдзе друкарства ў Беларусі. Гэта вялікае свята беларускай культуры нам прышлося адлажыць на восень, каб уся савецкая Беларусь магла належна да яго падгатавацца. Сягоння ж мы пасылаем нашы прывітанні працоўным Заходняй Беларусі. З падзівам і радасцю мы сочым за іхняй абаронай культурных багаццяў, пакінутых беларускаму народу ў спадчыну Скарынай…».
«У свет па навуку…». Франциск Скорина прощается с Полоцком, картина Язэпа Дроздовича
В БССР торжества по случаю юбилея проводились на государственном уровне. Организацией празднования занималась специальная Скорининская комиссия, созданная при Институте белорусской культуры, организационные комитеты были созданы во всех округах и районах страны. К юбилею была приурочена и Первая Всебелорусская художественная выставка в Минске.
На основе графики из книг Скорины был даже разработан специальный “скориновский шрифт”, который использовали для оформления книг и периодической печати, а в 1927 г. – при разработке нового герба БССР.
На правительственном уровне были выделены средства для приобретения оригиналов 6 книг скориновской Библии, изданной в Праге. В память о знаменитом полочанине был переименован ряд учебных заведений и улиц в городах Беларуси. В Полоцке, на Верхнем Замке планировалось сооружение монументального бронзового памятника белорусскому первопечатнику, но по ряду причин эта идея не была осуществлена.
Легендарные личности полоцкой истории – Всеслав Чародей, преподобная Евфросиния, Франциск Скорина – в творчестве белорусских поэтов, писателей, художников и скульпторов 1920-х гг. предстают не просто в качестве известных исторических персонажей, но как своего рода моральные идеалы, давшие заветы истинного патриотизма и духовности своим потомкам.
При этом в картинах Язепа Дроздовича, стихах Алеся Звонака, произведениях Вацлава Ластовского мы не находим стремления изобразить сверхъестественных людей, недоступных пониманию. Живые и человечные образы полочан, слава которых прирастала благодаря их свершениям на благо свое родины, близки и понятны современным белорусам.
Однако сама символическая триада – князь, святая и первопечатник – которая уже неотделима от истории не только Полоцка, но и всей Беларуси, говорит о том, что идеалы мудрого государственного правителя, человека высокой морали и духовной силы, ученого и просветителя были, есть и будут востребованы на этой земле.
Знаковым является и тот факт, что именно Полоцк стал воплощением родины для белорусов, волею судьбы оказавшихся на чужбине. В 1968 г. в США был создан белорусский культурно-просветительный центр “Полоцк”, который стал местом встреч для белорусов Северной Америки.
Полочане ІІІ тысячелетия свято чтут родоводы своего города и тех людей, которые своими деяниями позволили Полоцку по праву быть «первым» на белорусской земле, о чем бы мы ни говорили: истории, культуре, образовании.
Многочисленные памятники и музеи Полоцка – благодарная дань памяти славным предшественникам. Но история всегда живет свершениями современников и не довольствуется одной лишь ностальгией по «золотым временам». И факультет информационных технологий Полоцкого государственного университета, который соседствует с историками и филологами в древних стенах Академии, – простое, но убедительное свидетельство того, что, почитая историю, полочане всегда идут в ногу со своим временем.
Беларусь может удивлять, выглядеть необычно и экзотично.
Просмотров: 15101
В Беларуси есть что посмотреть туристам из самых разных стран мира – со многими нас связывает такая насыщенная и драматичная история, что на экскурсия...
Просмотров: 5736
В июле 1511 года Новогрудок получил Магдебургское право.
Просмотров: 1998
В этот день в 1895 году в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи родился Павел Сухой, авиаконструктор.
Просмотров: 1918
Беларусь часто называют страной озер, и не зря, ведь их общее количество превышает 11 тысяч. Мы расскажем об уникальных водоемах.
Просмотров: 176703
В этот день в 1569 году была заключена Люблинская уния, которой объявлялось объединение Великого княжества Литовского и Польши в единую Речь Посполиту...
Просмотров: 16821
Беларусь может удивлять, выглядеть необычно и экзотично.
Просмотров: 15101
В Беларуси есть что посмотреть туристам из самых разных стран мира – со многими нас связывает такая насыщенная и драматичная история, что на экскурсия...
Просмотров: 5736
Беларусь часто называют страной озер, и не зря, ведь их общее количество превышает 11 тысяч. Мы расскажем об уникальных водоемах.
Просмотров: 176703
Озеро Нарочь – самое большое в Беларуси. Что можно посмотреть в Нарочанском парке (помимо самого курортного поселка Нарочь с его санаториями), и чем т...
Просмотров: 22621
По официальной версии, праздник связан с «маршем пустых кастрюль».
Просмотров: 21946
Именно в этот день в 1613 году король Речи Посполитой Жигимонт III Ваза присвоил этому населенному пункту статус местечка.
Просмотров: 17209
Беларусь часто называют страной озер, и не зря, ведь их общее количество превышает 11 тысяч. Мы расскажем об уникальных водоемах.
Просмотров: 176703
Команда американских дизайнеров, инженеров и ученых математически проанализировала глобальное культурное наследие для составления рейтинга известности....
Просмотров: 101213
В Музее истории белорусского кино, где знают все о белорусском кинематографе, нам посоветовали белорусские фильмы разных периодов, которые стоит посмо...
Просмотров: 100240
Существует ли какой-то экскурсионный «минимум», который необходим каждому уважающему себя белорусу для того, чтобы у него было чувство национальной са...
Просмотров: 67581