Символ национального Возрождения

Автор: Владимир Лобач, доктор исторических наук
Фото: из открытых источников, С. Плыткевича. Рисунки: П. Татарникова

Каждый народ на этапе формирования нации неизменно обращается к славным страницам своей истории, находя в ней не просто замечательные факты давно минувших дней, но символы, жизненно важные для полноценного существования всей страны. В поисках исторических идеалов особо значимой для национального самосознания является категория «первого», когда «первый город», «первое государство», «первый храм» из простых дат на страницах летописей превращаются в знаковые точки отсчета жизни целого народа.

01 91b1c56b54a2b0fd9cd13bea5ea606ee.jpg Историческая реконструкция художника Павла Татарникова

В сложных условиях становления белорусской национальной идеи поиск исторического идеала, «своей истории» неизменно приводил к славному прошлому Полоцка. Первый город на территории Беларуси, Рогволод – первый князь, Полоцкая земля – первое независимое княжество, собор Софии – первый величественный храм, Евфросиния Полоцкая – первая святая, Франциск Скорина – восточнославянский первопечатник, Полоцкая Академия – первый университет на территории Беларуси.

02 04d36136477d419a6a6b42f75fdf7b73.jpg

Неоспоримое первенство Полоцка в анналах истории и культуры Беларуси стало фактом его негласной «столичности» для белорусской нации в целом, независимо от политической конъюнктуры и административного статуса.

После поражения восстания 1863-1864 гг., которое ставило главной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г., в среде белорусской интеллигенции приходит понимание, что исторической почвой Беларуси является не Варшава, а Полоцк. Революционеры-народники еще в 1880-х гг. подчеркивали особую значимость Полоцкой земли в белорусской истории:

«…нельзя сказать, что Белоруссия совершенно не имела своего прошлого. Она имела свою собственную историческую жизнь, в старину группируясь около Полоцка, Друцка, Минска…, которые имели своих князей и свое вече, и свое вольное народоправство, которое не раз прогоняло князей и приглашало их к себе «на всей своей воле».

В 1910 г. выходит “Кароткая гісторыя Беларусі” Вацлава Ластовского, первая книга по истории страны, написанная белорусом для своих соотечественников. Приоритет Полоцка в контексте национальной истории обозначается автором кратко и по существу: “Полацк – самае даўняе і сільнае з усіх беларускіх княстваў”. Особо была отмечена роль легендарного полоцкого князя Всеслава Брячиславича, но не в качестве удельного правителя, а как исторической личности, значимой для национальной истории белорусов.

03.jpg Портрет Всеслава Чародея работы Язэпа Драздовича

“Усяслаў займае пачэснае месца ў гісторыі нашага краю: ён патрапіў высока паставіць сваё княства, прылучыўшы да Полацка княствы: Мінскае, Віцебскае, Аршанскае, Мсціслаўскае, Лукомльскае, Друцкае, Лагойскае, Слуцкае, Дзісненскае, а такжэ і частка Лівоніі залежалі ад Полацкага княства”.

Уроженец Полоцкой земли, человек чрезвычайной эрудиции Вацлав Ластовский искренне восхищался богатой историей и культурой родного края и был убежден, что основы самобытности белорусского народа были сформированы цивилизацией полоцких кривичей. Полоцк для Вацлава Ластовского – это всегда “столица”, не утратившая своей гордости и величия даже в ХХ веке.

“Сталіца здалёку выглядае казіста і горда, – вычуваецца нейкая ўкрытая веліч і ў гэтых руінах, што ляглі, як ранены рыцар… Ляжыць спакойны, бязмоцны, але гордасць застыгла на абліччы яго, і, ступаючы па целу гэтага велікана з слаўнай мінуўшчынай, нехаця прыцішаеш голас, каб не збудзіць заснуўшага…”.

04 18c72bd7434359d752180ec15e7f26a0.jpg

Свои взгляды на место и роль Полоцкой земли в белорусской истории Вацлав Ластовский изложил в журнале «Крывіч», в котором популяризировал «кривичскую концепцию» происхождения белорусов. Основная идея заключалась в том, что первое независимое государство на территории Беларуси – Полоцкое княжество – стало мощным импульсом в формировании отдельного восточнославянского этноса – белорусов.

07.jpg Титульный лист журнала “Крывіч”

Особое место в творчестве Вацлава Ластовского занимает мистическая, на первый взгляд, повесть «Лабиринты», в которой главный герой произведения неожиданно для себя открывает истинную значимость и предназначение Полоцка. В «лабиринтах», сокрытых в подземельях Верхнего Замка, находится настоящее сокровище Полоцкой земли – уникальная библиотека как воплощение мудрости и знаний предыдущих поколений, гарантия духовного возрождения в настоящем.

«Багацце, якое я тут убачыў у звітках і фаліянтах, проста не паддаецца апісанню. Тут я бачыў не толькі фаліянт Полацкай летапісі, пісанай рукой княжны Еўфрасініі, але і летапісы шмат ранейшых перыядаў існавання нашага народу».

Повесть, написанная в 1923 г., когда Полоцк был провинциальным городом РСФСР, стала своего рода пророчеством. Уже в следующем году, когда произошло первое укрупнение БССР, Полоцк и Полоцкая земля вновь стали неотъемлемой частью Беларуси.

08.jpg Бюст Вацлава Ластовского на Аллее Славы в г. Глубокое

Вернувшись в Советскую Беларусь в 1927 г., Вацлав Ластовский активно включается в культурную и научную жизнь республики, возглавив кафедру этнографии Института Белорусской культуры. Знаковым событием стала экспедиция 1928 г., когда Вацлав Ластовский разыскал в полоцком финотделе крест Евфросинии Полоцкой и передал его в Государственный музей Беларуси. Именно с этого момента полоцкая святыня приобретает значение национальной белорусской реликвии.

05.jpg

Понимание особой роли Полоцка в годы созидания белорусского национального государства было присуще не только для уроженцев Полоцкой земли. Михась Зарецкий в первой части своего романа “Кривичи”, позже запрещенного в БССР, также обращается к полоцким истокам белорусской нации. Аркадий Смолич, известный деятель национального возрождения, первый белорусский профессор географии “полоцкие акценты” в своей известной монографии “География Беларуси” (1919) расставляет совсем не случайно.

“Апісанне паасобных краінаў пачынаем мы з паўночна-заходняга кута Беларусі, дзе найперш выявілася гістарычнае бытаванне беларускага народу, з Полацкага Наддзвіння”.

Задолго до появления на Верхнем Замке памятного знака “Полацк – калыска беларускай дзяржаўнасці” (2017) Аркадий Смолич предельно четко обозначил сиволический стутус древнейшего белорусского города.

“Полацк – старэйшае з местаў беларускіх, калыска беларускае культуры і дзяржаўнасці… Пачынаючы з ІХ в., аб ім выразна пішуць летапісы, як аб цэнтры найбольшага з беларускіх пляменняў – крывічоў. Якраз у гэтым часе пачынаецца сярод беларускіх пляменняў працэс стварэння незалежнае вялікае дзяржавы, і Полацк робіцца сталіцаю абшырнага княства, абыймаўшага большую частку Беларусі, ды вядзе даўгую, але досыць удачную барацьбу з Кіевам за сваю незалежнасць. Тут буйна кіпіць грамадскае жыццё, расце беларуская асвета і культура”.

В 1920-х годах, когда Западная Беларусь оказалась в составе Польши, принципиально важным был поиск общенациональных исторических и культурных символов, одинаково значимых для всех белорусов вне зависимости от политического контекста. Неслучайно в этой ситуации образ знаменитого полочанина первопечатника Франциска Скорины становится символом белорусской культурной идентичности.

Юбилей 400-летия белорусского книгопечатания, в память о первом издании «Апостола» в Вильно, широко отмечался в 1925 г. как в Западной, так и Восточной Беларуси. Центральные газеты БССР подчеркивали общенациональный характер культурного события.

«Сягоння, 25 сакавіка, Заходняя Беларусь урачыста святкуе 400-годдзе друкарства ў Беларусі. Гэта вялікае свята беларускай культуры нам прышлося адлажыць на восень, каб уся савецкая Беларусь магла належна да яго падгатавацца. Сягоння ж мы пасылаем нашы прывітанні працоўным Заходняй Беларусі. З падзівам і радасцю мы сочым за іхняй абаронай культурных багаццяў, пакінутых беларускаму народу ў спадчыну Скарынай…».

06.jpg «У свет па навуку…». Франциск Скорина прощается с Полоцком, картина Язэпа Дроздовича

В БССР торжества по случаю юбилея проводились на государственном уровне. Организацией празднования занималась специальная Скорининская комиссия, созданная при Институте белорусской культуры, организационные комитеты были созданы во всех округах и районах страны. К юбилею была приурочена и Первая Всебелорусская художественная выставка в Минске.

На основе графики из книг Скорины был даже разработан специальный “скориновский шрифт”, который использовали для оформления книг и периодической печати, а в 1927 г. – при разработке нового герба БССР.

На правительственном уровне были выделены средства для приобретения оригиналов 6 книг скориновской Библии, изданной в Праге. В память о знаменитом полочанине был переименован ряд учебных заведений и улиц в городах Беларуси. В Полоцке, на Верхнем Замке планировалось сооружение монументального бронзового памятника белорусскому первопечатнику, но по ряду причин эта идея не была осуществлена.

09.jpg Проспект Франциска Скорины

Легендарные личности полоцкой истории – Всеслав Чародей, преподобная Евфросиния, Франциск Скорина – в творчестве белорусских поэтов, писателей, художников и скульпторов 1920-х гг. предстают не просто в качестве известных исторических персонажей, но как своего рода моральные идеалы, давшие заветы истинного патриотизма и духовности своим потомкам.

При этом в картинах Язепа Дроздовича, стихах Алеся Звонака, произведениях Вацлава Ластовского мы не находим стремления изобразить сверхъестественных людей, недоступных пониманию. Живые и человечные образы полочан, слава которых прирастала благодаря их свершениям на благо свое родины, близки и понятны современным белорусам.

Однако сама символическая триада – князь, святая и первопечатник – которая уже неотделима от истории не только Полоцка, но и всей Беларуси, говорит о том, что идеалы мудрого государственного правителя, человека высокой морали и духовной силы, ученого и просветителя были, есть и будут востребованы на этой земле.

Знаковым является и тот факт, что именно Полоцк стал воплощением родины для белорусов, волею судьбы оказавшихся на чужбине. В 1968 г. в США был создан белорусский культурно-просветительный центр “Полоцк”, который стал местом встреч для белорусов Северной Америки.

Полочане ІІІ тысячелетия свято чтут родоводы своего города и тех людей, которые своими деяниями позволили Полоцку по праву быть «первым» на белорусской земле, о чем бы мы ни говорили: истории, культуре, образовании.

Многочисленные памятники и музеи Полоцка – благодарная дань памяти славным предшественникам. Но история всегда живет свершениями современников и не довольствуется одной лишь ностальгией по «золотым временам». И факультет информационных технологий Полоцкого государственного университета, который соседствует с историками и филологами в древних стенах Академии, – простое, но убедительное свидетельство того, что, почитая историю, полочане всегда идут в ногу со своим временем.

010.jpg Писатель Владимир Орлов вручает Музею книгопечатания книгу “Ад Полацка пачаўся свет”
011.jpg На памятнике букве “Ў” также выгравированы слова “Ад Полацка пачаўся свет”…


Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время