Ствига. Фэмилибилдинг по Полесским болотам в сопровождении слепней

Автор: Ирина Груздилович
Фото: автора

Согласно Википедии, длина Ствиги – 178 км, из них на территории Украины – 66 км, а в Беларуси – 112 км. За четыре дня или, если точнее, чуть меньше, чем за трое суток, мы прошли 88 км – от д. Дзержинск до д. Ричев.

О Ствиге я узнала около года назад. Мне рассказали, что эта речка течет через глухие Ольманские болота, где почти не ступала нога человека, а потому птиц и животных вокруг видимо-невидимо, дивные дубравы радуют глаз, а журчание воды услаждает слух. К тому же, речка непростая в плане сплава: лес нетронутый, старые деревья падают в воду, и эти преграды нужно как-то преодолевать… И я загорелась.

Мы нашли компанию, выбрали дату – майские праздники, договорились об аренде байдарок и трансфера. Но Слава заболел, врачи категорически не рекомендовали ночевать в палатке, пока он окончательно не поправится. Сроки сдвинулись на начало июля. И в последний момент друзья не смогли поехать с нами – обстоятельства.

Мы готовы были поехать вдвоем в намеченные даты, но… отменился трансфер (не по нашей инициативе) – далеко, долго, невыгодно. Я расстроилась. Очень! Но у меня так бывает – если логически понятно, что ничего не выйдет, откуда-то всплывает четкое «Я хочу. Не знаю как, но должно получиться». И все. В один момент мы приняли решение, Слава перенес отпуск на неделю позже, и у нас появилась свободная от других мероприятий «форточка» в пять дней. За день до сплава мы поставили крепления на машину, взяли напрокат байдарку и решили вопрос с трансфером.

– Здравствуй, Ствига!

Первый день пришелся на воскресенье. Мы не спешили, по совету бывалых людей планировали пройти в этот день около 10 км и заночевать в лесочке. Дальше начиналось болото, и его рекомендовалось оставить на второй день. Так что мы приехали к пограничной полосе около 4-х вечера, Слава отогнал машину подальше, чтобы не мешать движению тракторов и лесовозов, вещи погрузили в байдарку. Меня, конечно, должно было насторожить обилие насекомых за окном, когда мы притормозили, чтобы сфотографировать белый песочек в лесу. Но я же видела в сети чудесные фото людей в шортах-майках-кепках, с улыбкой сплавляющихся по Ствиге. Мы побрызгались репеллентами, «на всякий случай» положили поближе шляпы-накомарники, я набросила рубашку с длинными рукавом – ну мало ли, комары, они меня всегда и везде находят, и мы отплыли. И даже прошли пару поворотов реки, наслаждаясь непривычной тишиной, полюбовались белыми лилиями и желтыми кубышками, нашли краснокнижный водяной орех.

А потом начался кошмар. Я не знаю, как насекомые оповещают друг друга об источнике питания. Но через несколько минут сплава возле нас толпился рой слепней. Я никогда не видела такое количество насекомых в одном месте (комары во время поиска подорличьих гнезд не в счет). Я непрерывно и обильно поливала себя из баллончика, но слепни на это вообще не реагировали. Я застегнула рубашку на все пуговицы и опустила сетку накормарника, громко возмущалась и отчаянно махала веслом. Мне казалось, что если мы быстренько пройдем «страшное место», слепни оставят нас в покое. Нет! Уже дома я прочитала, что у оплодотворенной самки слепня срабатывает инстинкт поиска добычи, и она совершенно не чувствует опасности: насекомое может долго преследовать добычу и либо укусит, либо погибнет. К тому же слепню больше нравится активно движущаяся цель: человек с веслом – то, что ему нужно.

Мы прошли около 6,5 км по реке, когда лесной пейзаж сменился кустарником и высокой травой. Выйти на берег и осмотреться не представлялось возможным: даже если бы мы встали в лодке, трава все равно была раза в два выше. Я начала сомневаться, что мы все еще плывем по Ствиге, ну мало ли, вдруг свернули в какой-то заросший канал и впереди тупик. Тем временем вечерело, приближалась гроза. Мысль о том, что мы неправильно рассчитали расстояние и уже плывем через болото, становилась все навязчивей. От укусов слепней и комаров (а те присоединились) руки и ноги покрылись красными пятнами и чесались, весла запутывались в траве, небо предательски быстро темнело… Мы со Славой поддерживали друг друга разговорами о том, что и не такое проходили. Ну, подумаешь, гроза, а в руках алюминиевые весла, как-нибудь и куда-нибудь доплывем. В конце концов, у нас где-то были фонарики, а баллончиков с репеллентом я взяла целых три штуки…

И когда на очередном повороте показался спасительный островок леса, мы налегли на весла… Никогда мы не ставили палатку с такой скоростью! Все-таки, кровососущие насекомые – эффективный элемент фэмилибилдинга. За пару минут мы перетащили все вещи из байдарки в палатку и решили, что вполне можем ограничиться сухим пайком и лечь спать пораньше. Но у природы, видимо, были другие планы. У меня нет панического страха перед грозой, и я могу любоваться разрядами молний с безопасного расстояния. Но в этот раз у меня было стойкое ощущение, что нас снимают крупным планом на фотоаппарат с мощной вспышкой. Причем с огромным количеством дублей и под обязательный аккомпанемент грома со всех сторон. Уснуть получилось только тогда, когда гроза прошла.

Утро второго дня выдалось влажным и сереньким. Наскоро просушив палатку и вылив воду из байдарки, мы отплыли, предусмотрительно одевшись «по ситуации» – штаны, рубашки с длинным рукавом и главный атрибут – накомарники. Слава даже переобулся в старые кроссовки, – ноги все равно будут мокрыми, зато меньше покусает «зверье». Было не жарко, но в накомарнике все равно душно. Зато можно смело смотреть в глаза слепням, которые ползали прямо по сетке, а комаров так и вовсе игнорировать.

Наконец распогодилось, и Ствига показалась нам во всей красе: темная речка то спокойно, то с легким бурлением бежит-петляет-прячется в Полесских лесах. Вековые деревья по берегам реки внимательно наблюдают за редкими путниками. Иногда они падают в воду, и их стволы напоминают сказочных великанов, охраняющих эти места.

Никаких животных – ни больших, ни маленьких – мы, к сожалению, не увидели, а возможные следы смыло ночным дождем. Зато птицы пели и деловито сновали в кронах деревьев. Впрочем, я ожидала большего количества представителей крылатого братства.

Нашими постоянными спутницами были белые трясогузки, которые без страха носились по берегу и скакали по поваленными деревьям.

Чуть позже к ним присоединились небольшие кулики перевозчики – скромно окрашенные птички с белыми полосками, словно вытертыми шлейками маленьких рюкзачков, у основания крыльев. С негромким писком «ти-ти-ти-ти» вспугнутые кулички перелетали вперед и ждали нас за следующим поворотом.

Поворотов было так много, что Слава сбился со счета – и не всегда мог сказать, где мы находимся.

8_1330.jpgОн распечатал карту маршрута на нескольких листах, и пройденное расстояние измерялось не километрами, а страничками. Например, за первый день мы прошли всего 2,5 страницы (или 9,5 км), а к концу второго дня мы уже были на 7-й страничке, что соответствовало 32 км (пройденным за два дня).

В этот день Ствига испытывала нас на прочность, преподнося все новые сюрпризы в виде поваленных деревьев. Дубы, березы, сосны по очереди перегораживали реку. Они то нависали над водой, позволяя нам проплыть под ними без особых усилий, то склонялись совсем низко, и проплыть под ними можно было, лишь нагнувшись в уровень байдарки.

Иногда деревья не хотели нас отпускать, играли с нами, цеплялись ветвями за одежду, засыпали листьями, корой и шишками.

И тогда мы с ними договаривались или хитрили: попасть носом байдарки в нужный просвет, чуть сдать назад, подтолкнуть, не потерять весло, подтянуться, оттолкнуться от подводного бревна… Все, я прошла, и Слава тоже. Плывем дальше.

В одном месте, где в воду упало два дерева подряд, Слава все же потерял накомарник. Мы пристали к берегу, Слава поискал – и не нашел. Я была в ужасе. На этом участке реки слепни нас не сильно допекали, но что будет дальше. Сожрут ведь! Вернулась, добралась по стволу дерева до середины реки, и когда уже собиралась повернуть назад, заметила внизу Славину шляпу, ее чуть притопило, и с берега она, камуфляжной расцветки, совершенно не была видна.

Порой деревья перегораживали реку совсем уж категорично, лежали толстыми бревнами прямо в воде, выставив во все стороны острые ветви-сучья.

И ни поднырнуть, ни обойти по воде. Только «в обнос» по суше.

Это было мое самое нелюбимое препятствие. Сил у меня, прямо скажем, не много. Выгружать вещи иногда было просто некуда. И весила наша байдарочка без вещей 40 кг, а груженая, наверное, все 80. Как правило, перетащить байдарку нужно было по песку – это не сложно. Только раз нам пришлось обносить байдарку по суше, да еще через бревно. Слава справился сам, я же старалась не путаться под ногами.

Каждый раз я искала пути наименьшего сопротивления. Например, мне понравилось «перешагивать» через дерево. Знаю, в байдарке вставать нельзя. Но если аккуратно, держась за упавший ствол, то, как выяснилось, можно. Нужно, стоя на одной ноге в лодке, вторую перенести через бревно, а потом тихонько подтолкнуть суденышко вперед. Получается, что байдарка проплывает (совсем впритык) под бревном, а мы перелезаем поверху. Тут главное, чтобы байдарка плыла с нужной скоростью.

Кстати, о скорости. На Ствиге она очень варьируется. На третий день завалов стало меньше, прямых участков – больше. Плыть теперь было легче, но уже не так весело: не нужно было ничего преодолевать. Река стала более широкой, глубокой и… непредсказуемой – поваленные стволы, которые раньше торчали из воды, теперь были скрыты. Несколько раз мы налетали на них, байдарка разворачивалась, накренялась, но мы ухитрились не перевернуться, хотя пару раз воды все же набрали.

Пришлось останавливаться, сушиться и переодеваться.

Но неприятности сменялись «приятностями». В этот день я увидела удодов больше, чем за всю жизнь, – 7 штук.

3_1330.jpg Зимородок

Вспугнутые нами на песчаных отмелях птицы взлетали на ближайшие деревья или, чувствуя наше повышенное внимание, улетали дальше. Один немного замешкался, смешно проскакал по ветке и напомнил нам со Славой дятла Woody Woodpecker из мультика.

Пару раз и довольно близко мы видели орлана-белохвоста: обходим препятствие, в руках – весла, а большая хищная птица с белым клиновидным хвостом улетает почти из-под носа. Высоко-высоко в небе кружил змееяд. Вот и все хищники, не густо.

Была еще одна прекрасная встреча.

Я случайно заметила порхающих над цветами крупных ярких бабочек с красивыми узорчатыми крыльями. Махаоны! Быстро глянула в воду – мелко, на берег не выбраться – высокая трава. Ладно, буду снимать с реки. Попросила Славу сесть на мель, а сама выпрыгнула в воду и побежала фотографировать. Никогда не знаешь, за каким поворотом встретишь чудо.

В этот день мы плыли долго, до самого заката, и прошли наши рекордные 35 км/день. Мы разбили лагерь на белоснежнопесчаном берегу возле д. Коротичи. А утром, пока готовили завтрак, Слава дразнил иволгу и седого дятла.

Они отзывались, но ближе не подлетали и на глаза не показывались.

Наш четвертый день сплава оказался самым легким и самым долгим. Легким – потому что слепни и комары пропали, и я смогла плыть в шортах-майке-кепке; завалы и подтопленные стволы исчезли, упавшие деревья встречались теперь очень редко. А долгим – потому что мы устали и хотели поскорее приплыть. Речка стала ровной и скучной, по-прежнему извилистой, но новые повороты не приносили удивления, пейзаж почти не менялся: песчаные отмели, поросшие травой берега, береза и ива.

Правда, птиц стало больше, по крайней мере, попадаться на глаза они стали чаще: обыкновенная и кольчатая горлицы, серый сорокопут и жулан, обыкновенная овсянка.

Случайным прохожим было любопытно, откуда мы плывем и злые ли на Ольманах комары.

А нас уже ждала в Ричеве Наталья Карлионова. Спасибо большое! Пока Слава с Наташей ездили за нашей оставленной в Дзержинске машиной, я мыла байдарку, сушила намокшие вещи и фотографировала бабочек, а потом пила привезенный Славой холодный кефир.

Что в остатке? Куча впечатлений и 2500 фотографий. На самом деле, уже в разы меньше. Мы довольны – и речкой, и собой. В следующий раз возьму еще один баллончик с репеллентом и, может быть, запасной накомарник.

А вы знаете хорошие речки? Посоветуйте! Мы готовы к новым встречам.