en | by | de | pl

Валерий Ведренко: «Снимайте только то, что вас волнует!»

Автор: Наталья Плыткевич
Фото: Сергея Плыткевича, Валерия Ведренко

Валерий Ведренко – мастер, работающий в стиле фотопластики, известен своими художественными проектами «Поклон Гауди», «Апостолы Гервят» и «Мистерии Гервят», «Свет Вязынки» и многими другими.

1-A29V8573_1330.jpg

Концептуальный жанр, в котором живет творчество Валерия, предполагает художественное прочтение, проникновение в подсознание, он рассчитан на общую эрудицию и философскую подготовку зрителя. По сути, в нем задействованы все изобразительные средства: фантазия, талант и цифровые технологии. Практически по Родену: взяв кусок мрамора, отсечь лишнее…

2_1330.jpg Валерий Ведренко. Проект «Мистерия Гервят»
3_1330.jpg

Поэтому мастер-класс Валерия Ведренко для слушателей Красноборской фотошколы был для них полным откровением.

4-A29V8227_1330.jpg

Вот так отозвалось выступление Валерия у студента Евгения Идельчика: “Одно из самых потрясающих выступлений из весьма насыщенной программы Красноборской школы фотографии стала презентация своих работ и рассказ о них от Валерия Ведренко.

Невероятно поразил его нестандартный подход как к самим съемкам, так и к постобработке полученных фотографий.

5_1330.jpg Валерий Ведренко. Из цикла «Лошыцкі дыяруш”

Самым поразительным фактом стал сам процесс съемок со стороны гуру. Он фотографировал не общую картину и даже не какие-либо мелкие детали, а лишь то, что потом сможет превратить в шедевр.

Одним из таких уроков стала наша поездка по разным, пусть уже и полуразрушенным, достопримечательностям близлежащих территорий – и то, что я увидел там, меня поразило!

Наша группа снимала по большей части обычные кадры данных сооружений, общий план, просвет между кирпичной кладкой или необычные изъяны конструкции, возникшие из-за постепенного разрушения объектов съемок.

Валерий же продумал все наперед и тщательно подготовил те ракурсы и свет, которые ему нужны для будущей работы. Его исходники не похожи ни на одну из наших фотографий.

Сейчас всю нашу группу терзает интрига! Всем невероятно интересно будет посмотреть, что же может получится из, казалось бы, несочетаемых объектов.

Спасибо за обучение, теорию и практику Валерию Ведренко!

6-A29V8526_1330.jpg

А вот что поведал нам сам мэтр, Валерий Ведренко.

Современная фотография выдвигает на первый план выразительность, а не красоту!

– Первый раз работаю с такой аудиторией, юной, разношерстной, до этого моими слушателями были студенты художественных вузов, с определенным уровнем подготовки. И это, с одной стороны, хорошо, а с другой – сложно. Сложно сориентироваться, какими должны быть оценки, насколько строго можно судить…

Поэтому я предложил небольшую импровизацию. Не говорил, как надо или не надо снимать, но высказал свою точку зрения на фотографию и показал, что я делаю. Какой это вызвало у ребят эмоциональный резонанс, учитывая мои работы, возможно, для кого-то они так и остались не понятыми или далекими.

После моего задания, я увидел, что кто-то «загорелся», а кто-то остался безразличен. И это нормально, люди ведь разные, со своими индивидуальными интересами и пристрастиями. А самое главное, они не обязаны делать ту или другую фотографию. Ребята – не профессионалы. Радует то, что все они серьезные, вдумчивые, слушают внимательно, и им это интересно.

Я дал им задание по съемке архитектуры – очень специфическое, потому что съемка архитектуры, когда знаешь основные принципы, не очень сложная. А вот чтобы снимать руины, как в нашем случае, надо чувствовать материал, он должен быть тебе интересен, и, конечно, необходимо умение. Здесь есть свои нюансы и оттенки. Грубо говоря, ты снимаешь не архитектуру, а ее останки, и этот момент нужно всегда подчеркивать. На мой взгляд, любование руинами не всегда уместно.

9_1330.jpg

Не все с этим справились, но когда я посмотрел работы в целом, то порадовало, что общий уровень хороший. Есть внутренняя подготовка! Чувствуется, что конкурс был не формальный, и отобрали на нем лучших. Нет ничего хуже, чем безразличные слушатели – таких в «Красном Бору» не было.

7-8.jpg

Мы вместе снимали, но я ничего не навязывал, никто ведь не знает, как лучше. Главный итог: это или есть результат – или нет результата…

Сейчас даже меняются эстетические установки. Ведь если раньше было важно сделать «красивую» картинку, то современная фотография красоту выносит за скобки, выдвигая на первый план выразительность. Это более широкое понятие. То, что ты предлагаешь зрителю, должно его зацепить. Взволновать. Не оставить безразличным!

Благодаря интернету, соцсетям, просто красивых фотографий огромное количество, и, к сожалению, программы настройки современных гаджетов все унифицируют. Если же изображение тиражно, оно теряет свою уникальность и цену.



Искусство меняется – и сегодня в нем на передний план выходит требование выразительности и авторского посыла. Это я в принципе и хотел увидеть у ребят. Конечно, это непросто даже для профессиональных фотографов. Я особо отметил двоих, Марию и Ивана, работы которых выделялись из остальных. У Марии, так вижу, была внутренняя необходимость, ей было важно именно так преподнести свои фотографии, как она видит, она не поленилась и потратила время на обработку. И что я всегда подчеркиваю, цифровая фотография это позволяет!

10_1330.jpg Валерий Ведренко. «Лера». Фото сделано во время учебной поездки по Верхнедвинскому району

11_887.jpg Валерий Ведренко. «Сарья»

12_1330.jpg Валерий Ведренко. Остатки дворца в Освее.
13_1330.jpg Валерий Ведренко. Руины колокольни в Росице.

Что бы хотелось пожелать?

Перед ребятами прошли совершенно разные жанры, изобразительные средства и фотографы.

Фотошкола и наш фестиваль показали им, как такие разные люди, как наши лекторы, нашли свои жанры и стали в них успешными.

Они могут растеряться, что им больше по душе, где искать и найти себя? Этот вопрос стоит задать прежде всего, заглянуть в себя. Чтобы они взяли от всех нас что-то полезное именно им. В том направлении, которое ближе всего.

И хорошо, что они не профессионалы! У них нет поденщины, и они никому ничего не должны. Ребята в стадии творчества, и могут себе позволить быть искренними!

Ведь фотоаппарат показывает вас настоящих.

Стоит понять одну простую вещь: если это не нужно тебе, оно не нужно никому. Снимать можно все, что угодно, и как угодно. Важно во всем этом найти себя. Важно отношение, которое тебе необходимо выразить. Так, чтобы зритель это прочувствовал.

14_887.jpg Валерий Ведренко. Из цикла «Поклон Гауди».

Современная фотография, на мой взгляд, это универсальный инструмент и материал. Техническая сторона творчества практически решена. Твое дело только за тем, что мы видим в кадре. Ведь пленочная фотография отталкивала многих именно своей технологической сложностью. Это, конечно, обратная сторона медали: было меньше фотографов, но они были гораздо выше профессионально. Там уже работали личность и характер. Легкое получение изображения расхолаживает, расслабляет: не задумываясь, можно снимать одной левой. Пусть наши ребята пройдут все этапы, снимая травинки-цветочки, чтобы понять, что им это уже не интересно. И в то же время нельзя ждать, что все они станут художниками.

Фотография – это самая публичная работа. И здесь не надо бояться негативных оценок и встречи с аудиторией. Фотограф неизбежно с этим столкнется! Конечно, ему не пристало становится безразличным, но стоит быть адаптированным к любой оценке. И никогда на нее не обижаться. Это я и пытался довести до своих учеников.

А дальше должна последовать внутренняя работа. Я от всей души желаю им усердия, эрудиции и творчества!

15_1330.jpg Валерий Ведренко. «На службу…»


Самые популярные Самые обсуждаемые