Поселок Лынтупы расположен в приграничной зоне Беларуси. Первый храм был построен здесь примерно в середине XV века.
Воскресенская церковь в Воропаево была построена в первое десятилетие XX века.
Городище в Осингородке, которое датируется ранним железным веком, является памятником археологии.
Дворцовый комплекс в стиле классицизма был построен в Поставах во второй половине XVIII века для Антония Тызенгауза по проекту итальянского архитектора Джузеппе ди Сакко.
В Дуниловичах у выезда в сторону деревни Лучай расположено старое еврейское кладбище.
На площади перед костелом Иоанна Крестителя в Камаях стоит каменный крест, датируемый XV—XVII вв.
Костел Святого Антония Падуанского – памятник архитектуры неоготики. Возведен он из красного неоштукатуренного кирпича в 1898–1904 годах по проекту архитектора Артура Гойбеля.
Монументальный каменный костел в деревне Камаи построен более 400 лет назад.
Деревянный парафиальный (приходской) дом в Камаях датируется 1927–1929 гг.
Свое знакомство с районом туристы начинают с районного центра – города Поставы.
Первое документальное упоминание о Поставах относится к началу XV века – в 1409 году великий князь Витовт дарует грамоту своему вельможе Зиновию Братошичу на владение деревней Посадник с присвоением нового имени – Поставы. Более чем через столетие город стал принадлежать Зеновичам, а затем хозяева менялись как в калейдоскопе – Радзивиллы, Шорцы, Грудзинские, Гуйские и прочая и прочая. Собрать «куски» города в нечто единое удалось только в XVII веке. Поистине новая эра началась для Постав в XVIII веке и связана она с именами Тызенгаузов – Антония и его племянника Константина. Бурное развитие промышленности и культуры, строительство великолепных архитектурных ансамблей, школ, лечебниц, гостиниц, фабрик, – все эти новшества связаны с именем Антония Тызенгауза. Уникальный орнитологический музей, библиотека, художественная галерея – заслуги Константина Тызенгауза.
Дворец Тызенгауза. Удивительно, но факт – дворец, построенный в строгих традициях классицизма, практически не подвергся влиянию разрушительного времени. Он сохранился именно таким, каким его построили хозяева. Сегодня о его сохранности, реставрации, окружающей среде заботятся врачи расположенной во дворце городской больницы. Украшением дворика являются лужайки со скульптурами, альпийскими горками и цветниками. При больнице есть крохотный музей и кафе. Габриелла Пузынина, современница Тызенгауза, писала так: «Если бы меня спросили, где на земле есть счастье, ответила бы, что оно есть в Поставах». Обойдя уютную площадь, на которой сохранились остатки прежнего роскошного архитектурного ансамбля, выполненного итальянцем Джованни Сакко, навестив местный краеведческий музей с богатой экспозицией, посетив нарядный православный храм и плотно пообедав, туристы также начинают испытывать чувство привязанности к этому милому городу.
Дом ремесел «Стары млын». Дому ремесел здорово повезло – он расположен в старинном здании мельницы, прямо на берегу озера. Чего тут только нет – гобелены, живописные полотна, вышивка, керамика, изделия из соломки – и все это выполнено в региональных традициях самодеятельными мастерами.
Костел Святого Антония Падуанского и Непорочного Зачатия Девы Марии. Замечательный вид на этот храм открывается от Дома ремесел. Прекрасный неоготический силуэт костела, как и во многих небольших городках, смотрится неким смысловым диссонансом на фоне уродливого производственного здания, находящегося в непосредственной близости. Впрочем, удивляться нечему, ведь до 1989 года храм использовался в качестве склада этого самого завода. Сегодня костел приведен в должный вид: из многочисленных белорусских храмов поставский – самый продвинутый, «осовремененный» и «окультуренный» – так изящно смотрится его внутреннее убранство, колонны, как бы состоящие из углов, нарядные росписи потолка и оригинальные светильники в виде солнечных лучей, замечательные витражи, даже в пасмурный день создающие впечатление праздничности. Прекрасны звуки недавно настроенного органа – глубокие и чистые.
Костел Иоанна Крестителя в Камаях. Монументальный каменный костел в деревне Камаи построен более 400 лет назад. Аскетичный фасад, украшенный только четырьмя арочными нишами, характеризует его как памятник оборонного зодчества, в котором присутствуют элементы готики и ренессанса. Костел был возведен в 1603–1606 годах на средства владельца местечка Яна Рудомина. Перестройке храм подвергся после пожаров в середине XVII века и в 1861 году. В 1778-м к костелу пристроили часовню с криптой, в которой до нашего времени частично уцелели захоронения. Храм был закрыт после Второй мировой войны и возвращен верующим в 1985 году. Особую ценность представляют его интерьеры. Своды расписаны орнаментами в технике гризайль. Сохранился орган XVIII века, украшенный богатой резьбой и скульптурой. Из четырех резных деревянных алтарей наибольший интерес в декоративном отношении представляет центральный, созданный во второй половине XVIII века. Перед костелом находится каменный крест XV–XVI веков высотой 2,5 метра.
Костел Святой Троицы в Дуниловичах. Барочный костел Святой Троицы был построен в деревне Дуниловичи в 1769–1773 годах при монастыре монахов-доминиканцев. После подавления восстания Калиновского в 1864 году храм передали православным. С 1919-го костел возобновил работу. Через 30 лет его закрыли и превратили в склад удобрений. В 1989 году Троицкий костел вернули католикам. Сейчас здесь находится единственный в Беларуси двухъярусный алтарь. Его главным украшением служат фигурный фронтон и две башни, которые можно увидеть издалека.
Костел Святого Тадеуша в Лучаях. Храм был построен при миссии монахов-иезуитов, деньги на основание которой в Лучае выделила владелица имения Эльжбета-Магдалена Пузына, урожденная княгиня Огинская (?–1767). Эта образованная женщина в своем дворце в Лучае (который не сохранился) занималась астрономическими наблюдениями, значительную сумму она пожертвовала на основание обсерватории при Виленской иезуитской академии. Каменный барочно-классический костел в Лучае был построен в 1766–1776 годах на средства троюродного брата Эльжбеты Пузыны князя Тадеуша Огинского, которому она передала свое имение. Внутри храма – росписи на сводах и стенах, выполненные в технике гризайль с имитацией скульптурных рельефов. Костел был закрыт в 1948 году и возвращен верующим в 1989-м. В 1992 году в пресбитерии храма настоятель Кшыштоф Пожарский установил плиту из черного мрамора с надписью в память «чуда возвращения этой ценной святыни после времен страданий и мучений». Костел окружен красивым парком с экзотическими растениями, прудами и скульптурами. Во дворе находится первый в мире памятник Римскому папе Бенедикту XVI.
Костел Св. Апостола Андрея в Лынтупах. Поселок Лынтупы расположен в приграничной зоне Беларуси. Первый храм был построен здесь примерно в середине XV века. В начале XX столетия местная святыня сгорела, и владелец Лынтуп Юзеф Бишевский выделил средства на возведение нового каменного костела. Храм строился с 1908 по 1914 год. Есть предположения, что костел был освящен во имя святого Андрея Боболи, но представители Римско-католической церкви Беларуси на официальном уровне считают, что храм носит имя апостола Андрея. Святыня в Лынтупах построена в необарочном стиле. В костеле хранится икона «Святая Анна» конца XVIII – начала XIX века. В советское время костел апостола Андрея несколько раз собирались закрыть, но местные жители смогли отстоять храм.
Усыпальница Друцких-Любецких в д. Козловщина. Когда-то эти земли принадлежали известному роду Друцких-Любецких. Фамильной усадьбы до наших дней не сохранилось, зато можно увидеть часовню и старинный бровар. Часовня Друцких-Любецких находится на кладбище, рядом с основной дорогой, и хорошо просматривается еще на подъезде. Каменная усыпальница построена из крупного бутового камня в 1843 году. Справа от часовни установлена скульптура Девы Марии.
Бровар в деревне Козловщина. Бывший спиртзавод находится чуть в отдалении от часовни. Построен также в середине XIX века, в 1859 году. Здание бровара достаточно неплохо сохранилось. Левая часть выполнена из дерева. Правая – из бутового камня, в центре арка, где можно рассмотреть сохранившееся оборудование бровара.
Фрагменты имения Абрамовичей в Крикалах. Особенно хорошо сохранился усадебный парк, расположенный на левом берегу реки Заречанка. Парк разбит на рубеже XVIII–XIX вв. В его восточной части когда-то стоял усадебный дом XIX века, на сегодняшний день не сохранившийся. Зато сохранились два деревянных флигеля с кирпичными торцовыми фасадами в формах позднего классицизма, хозпостройка и бутовый мост.
Крикаловский парк – пейзажного типа. Он разбит на склонах 7 холмов, между которыми размещены рвы. Въездная кленовая аллея проложена по холмам и выходит на круглую террасу, обсаженную по периметру кленами. В парке сохранились 2 небольших пруда. Доминирующий его элемент – старые ясени, посаженные в юго-восточной части, на берегу реки.
Особняк Бишевских в Лынтупах. С середины XIX века до 1939 года Лынтупами владели помещики Бишевские. В 1907 году Юзеф Бишевский закончил строительство шикарного двухэтажного дворца по проекту Т. Растворовского. По легенде, помещик начал возводить усадьбу по желанию француженки, которая сказала, что не выйдет за него замуж, пока тот не построит дворец. Юзеф, сам будучи архитектором, потратил на замок много сил. Каждая комната в нем была богато декорирована и не похожа на другую, вокруг усадьбы был разбит парк. Но француженка дворец все равно не оценила, и Юзеф продолжал жить в деревянном домике возле усадьбы, так и оставшись холостяком, а в большом дворце, как правило, веселились его гости. В 1939 году Бишевский вынужден был бежать из Лынтуп. Говорили, что его ценности остались где-то во дворце, и в последующие годы кладоискатели буквально растаскивали усадьбу по кусочкам. Какое-то время во дворце располагался спиртзавод, позже – средняя школа. Потом усадьба стояла заброшенной и разрушалась быстрыми темпами. В 2010-м дом был продан на аукционе, планировалось построить в нем оздоровительный комплекс.
Поставский Париж. Это не шутка: деревня с таким названием действительно находится на территории Поставского района. Согласно легенде, оно возникло еще в XIX веке с легкой руки местного помещика (то ли в шутку, то ли из-за его ностальгии по столице Франции). В любом случае название прижилось. Так на белорусских просторах появился свой Париж. Не так давно местные жители решили использовать этот исторический казус и обратить его себе на пользу или хотя бы привлечь внимание к своей малой родине. Так по инициативе настоятеля костела в центре деревни была установлена конструкция, которая отдаленно напоминает Эйфелеву башню. На ее вершине, кстати, тоже есть смотровая площадка, с которой открывается неплохой вид как на сам Париж, так и на его окрестности.
В Поставах также проходит ежегодный музыкальный фестиваль «Звіняць цымбалы і гармонік».