Агроэкотуризм, ремесла и фестивали – что спасает деревни от вымирания

Автор: Надежда Суслова

Какие еще важные факторы улучшают жизнь в провинции? Об этом шла речь на круглом столе «Достижение целей устойчивого развития в Беларуси», который прошел на днях на историческом факультете БГУ.

Заведующий кафедрой экономики и управления Института предпринимательской деятельности Олег Сиваграков занимается этой темой с 2000 года, а впервые об устойчивом развитии заговорили еще в 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро.

Эксперт объяснил, почему выражение «устойчивое развитие» вызывает недоумение: как может быть развитие устойчивым? Оказывается, на английском языке выражение звучит sustainable development, просто перевод несколько не соответствует оригиналу. Вкратце и образно суть самого термина Олег Сиваграков объяснил так: «Нужно жить по принципу – «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!»

Aleg Sivagrakau-photo-2.JPG

И, действительно, все 17 целей устойчивого развития направлены именно на заботу о будущих поколениях. Что мы им оставим? Загрязненный воздух? Отравленные реки? Замусоренную землю? Разумеется, можно жить и по принципу «После меня – хоть потоп!», но все больше и больше людей сегодня, задумываясь о будущем, принимают решение жить экологично.

В Беларуси разрабатывается уже пятая по счету стратегия, в соответствии с которой предстоит жить и работать до 2035 года.

Стратегии и намерения, разрабатываемые «наверху» – это, конечно, неплохо, но если спросить на улице первого попавшегося человека о том, как он будет участвовать в этих планах и решениях, скорее всего, ответа дождаться будет сложно. А многие даже и не слышали об устойчивом развитии и его целях. И это касается как крупных городов, так и малых населенных пунктов.

На вопрос, каким образом можно сделать свой родной край более уютным и дружественным людям, которые там живут, как там создать образ ожидаемого будущего, как раскачать людей, отвечает новая книга Олега Сивагракова «100 крокаў да ўстойлівага развіцця нашага мястэчка».

В этой простой для чтения и понимания книге автор на примерах показывает, как можно разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на устойчивое развитие территорий и сообществ. По словам Олега Сивагракова, неплохо начинать с объединения всех заинтересованных «игроков», которые затем могут разработать местную стратегию устойчивого развития с учетом специфики данного региона.

Таких стратегий разработано в Беларуси около 100. Первым в этом перечне стал город Туров. К сожалению, по словам Олега Сивагракова, «работающих» стратегий не более 50, но и это – очень значительный шаг вперед.

В последнее время в мире все чаще звучат словосочетания «устойчивый туризм», «зеленый туризм», «зеленые города». И немало белорусских малых населенных пунктов тоже ставят во главу угла эти направления. К примеру, Мотоль, Желудок, Смиловичи, Комарово, Зельва, Видомля.

Не последнюю роль играет и агроэкотуризм. Появление агроусадеб  – прекрасная возможность, по мнению автора книги, привлечь в сельскую местность туристов, а также громче заявить о своем городе или деревне, сделать их особенными, непохожими на другие.

В отдельные главы Олег Сиваграков выделили традиции и ремесла. Традиции – это память народа, которая воплощается в старинных обрядах, сказках, песнях. Неслучайно обряд «Колядные цари» прославил деревню Семежево, а на «Женитьбу Терешки» туристы едут на Лепельщину. То же и с ремеслами. Если поддерживать традиционные ткачество, гончарное дело, соломоплетение и другие исконно народные ремесла, можно не только обеспечить занятость местным жителям, но и создать определенный имидж тому или иному населенному пункту, сделать эти ремесла фишкой региона.

Жителей населенного пункта могут объединить не только совместные стратегии и планы, но и совместный досуг. Олег Сиваграков рекомендует проводить праздники местечек. Такой опыт в Беларуси уже был. Например, хозяин агроусадьбы «Млынок», профессор Брестского университета Георгий Грибов несколько лет назад в своей деревне Млыны организовал подобный праздник. И что характерно: в нем приняли участие не только жители, но и гости – выходцы из этой деревни.

От небольших локальных праздников можно перейти и к фестивалям, которые привлекают гораздо большее количество туристов. Фестиваль «Мотальскія прысмакі» сегодня стал настоящим брендом деревни, о которой до его организации, знали только единицы. Миоры прославились в связи с проведением фестиваля «Журавы и журавіны», а Желудок привлекает гостей своим Фестивалем цветов.

В своем выступлении на круглом столе эксперт подчеркнул, что любое движение вперед начинается с первого шага, а затем можно перейти и к 100 шагам, описанным в книге.



Смотрите также

Статьи
Почему Минск не стал пока популярным центром MICE-туризма

Что показал первый в Беларуси Международный

Статьи
«Дудутки» и не только. Что оставил Беларуси писатель Евгений Будинас

18 февраля писателю, журналисту, бизнесмену, создателю одного

Еще

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время