Почему Минск не стал пока популярным центром MICE-туризма

Автор: Надежда Суслова

На первом международном ивент-форуме в Минске представители туроператоров, ивент-агентств, гостиниц, выставочных компаний, госорганов и общественных объединений обсудили тенденции развития ивент-индустрии Беларуси.

Предварительно на форум зарегистрировалось 250 человек, а пришло немногим больше половины. На последних выступлениях вообще зал был практически пуст. Объявленные на второй день работы форума мастер-классы отменились в связи с отсутствием кворума. Похоже, эта тема неинтересна?

ivent1.JPG

Нет, это не так! И «заграница» это доказывает

Этот посыл обосновывали в своих выступлениях основные спикеры. Например, Анатолий Акантинов, (ОО «Гильдия маркетологов»), руководитель проекта MICE in MINSK поделился своими наблюдениями и рассказал об опыте проведения ивент-мероприятиятий и развития делового туризма в других странах. Он, в частности, привел такие цифры: в мире в год проводится около 40 млн. различных ивентов, а оборот составляет более 885 млрд долларов. Существует десятка городов, которые являются лидерами в области развития делового и конгрессного туризма. Это: Лондон, Париж, Берлин, Прага, Барселона, Вена, Мюнхен, Рим, Мадрид и Амстердам. Многие страны занимают определенные целевые ниши для организации различных мероприятий. К примеру, Варшава выбрала для себя шесть основных направлений: биотехнологии, нанотехнологии, энергетика, IT, оптоэлектроника и креативный сектор (творчество). В Сербии на один потраченный на организацию MICE мероприятий доллар получают 86 долларов прибыли. MICE в большинстве стран мира – это целая отрасль экономики с большими бюджетами, играющая большую социальную роль, влияющая на имидж страны и помогающая привлекать дополнительные потоки туристов.

Своим опытом в продвижении MICE индустрии  поделилась Елена Ублиева, исполнительный директор Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ). Союз выставок и ярмарок был создан еще в 1994 году. С тех пор в России очень интенсивно развиваются самые разнообразные ивент-мероприятия. В прошлом году в Санкт-Петербурге прошел восьмой Глобальный конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии, определивший основные тренды в этом бизнесе. Не так давно в северной столице рядом с аэропортом появился роскошный Экспофорум, оборудованный по последнему слову техники. В год он принимает почти 200 различных выставок и около миллиона посетителей.

Елена Карпова, представитель портала Event-live.ru рассказала о российском опыте создания и работы с отраслевым сообществом, и назвала основные инструменты работы – соцсети и личные встречи.

В Беларуси деньги проходят мимо

К сожалению, это так, констатировали многие эксперты. Минск пока не стал популярным центром  для организации ивентов и MICE-туризма. Причин несколько.

В отличие от многих зарубежных стран у нас не определено, на что конкретно делать упор  и какие направления выбрать. Деловой туризм вообще пока недооценен, и никто не подсчитал точно, какие прибыли он мог бы принести. Нет какого-либо общего органа, который бы регулировал и руководил процессом  организации ивент-мероприятий. Не создано конгресс-бюро по аналогии с зарубежными и российскими образцами.

В числе причин назывались также слишком высокие цены на авиауслуги и непомерная стоимость проживания.

Крупные праздники и фестивали невозможно планировать заранее, так как разрешение на их проведение можно получить официально только за 10 дней (а недавно – за пять дней!). Привлечь туристов на подобные зрелищные мероприятие практически невозможно.

Игроки и участники рынка событий и MICE разрознены. Если в США 22% отелей, 18% ресторанов, 16% туроператоров, 17% объектов развлечений входят в различные ассоциации, то в Беларуси таких союзов единомышленников нет: была попытка создания ассоциации отелей, но это объединение оказалось нежизнеспособным и развалилось.

Может ли Минск стать столицей международного делового туризма?

Практически все спикеры и эксперты утверждали, что Минск и Беларусь в целом имеют огромный потенциал в деле развития MICE. Ольга Левшина, заместитель генерального директора BTS-Group в своем выступлении отметила, что пока туристы не очень охотно едут в Беларусь. На 10 жителей нашей страны приходится только один иностранный гость, тогда как в Эстонии и Латвии – на такое же количество жителей – по три туриста.

Краеугольным камнем успеха в деле развития делового туризма эксперт назвала продвижение Минска как площадки для MICE. В качестве инструмента она предложила новый проект – мультиязычный сайт minskTime. by, на котором все участники и игроки рынка могли бы размещать свою информацию с подробным описанием будущего мероприятия, а также сопутствующие и необходимые потребителю услуг сведения.

Этот проект возник не на пустом месте и основывается на опыте: компания 15 лет находится на рынке въездного туризма, и принимала в Беларуси граждан из 150 стран.

Без хорошей выставочной площадки развивать ивент-индустрию сложно

Об этом говорил в своем выступлении Алексей Кожемякин, исполнительный директор Союза организаторов выставок и ярмарок Беларуси. Он отметил, что современные тенденции выставочного дела диктуют свои правила и формы проведения подобных мероприятий:

— Чистых выставок в классическом виде уже практически нет. Есть много комбинированных вариантов – выставка + конференция + симпозиум, или конференция + выставочная экспозиция. Жизнь показывает, что они друг без друга проигрывают. Даже узкоспециальные выставки сегодня устраивают презентации в формате шоу. В практике есть случаи, когда конференция настолько прирастает экспозицией, что получается полноценная выставка. Это дает синергетический эффект. Но у нас нет такой площадки, где бы эти элементы дополняли друг друга.

Спикер отметил, что для проведения конференций и форумов в Минске достаточно хороших площадок, в частности, при новых отелях. Но с выставками гораздо сложнее.

—  С 2013 года в выставочном деле наблюдается хронический спад – подкосил экономический кризис, — сказал Алексей Кожемякин. – Кроме того, выведен из оборота такой популярный выставочный комплекс, как бывшая ВДНХ. А не имея постоянной базы, очень трудно вести переговоры с клиентами. Сегодня мы напоминаем кочующий табор – нас бросают то на Дворец Спорта,  то на Футбольный манеж, то на Минск-Арену… Разумеется, это очень отрицательно влияет на качество сервиса, тем более что 2019 год в мировом выставочном сообществе объявлен годом качества сервиса услуг. Мы в этом смысле теряем позиции.

Алексей Кожемякин сообщил, что Союз предлагал администрации столицы около 15 площадок для возведения большого современного выставочного центра – мультикомплекса, но каждый раз получал отказ, а без такого комплекса Минск очень проигрывает.

— Пока в этом смысле нам ничего не светит, — с горечью констатировал исполнительный директор Союза организаторов выставок и ярмарок Беларуси. 

Viva Braslav как пример успешного события

Теория – это, конечно, очень полезно. Но услышать, как осуществляется организация ивента на практике, — полезно вдвойне. Выступление Олега Лабутя, руководителя фестиваля Viva Braslav, было встречено с большим энтузиазмом.

Впервые фестиваль прошел в 2013 году в формате дискотеки на стадионе. Затем мероприятие выросло, перешло на городской пляж и сегодня проводится уже в двухдневном формате. В прошлом году фестиваль собрал более 23 тысяч гостей, привлек около 50 различных музыкальных коллективов, стал принимать туристов из Литвы и Латвии.

78d0f2d819c2631c9123360f23a20680.jpg

b22181e348f11936cdadc47a85ea7295.jpg

Вместе с тем, существуют и проблемы: огромные затраты на логистику (отсутствие железнодорожного сообщения), отсутствие квалифицированных сотрудников, недостаточность инфраструктуры – не хватает жилья, кафе, ресторанов, проблема с букингом рейтинговых артистов, сложности с кейтерингом, скептическое отношение партнеров к мероприятию (первый партнер появился у фестиваля на четвертый год его проведения). Среди подводных камней — взаимодействие с местными властями, процесс которого Олег Лабуть разделил на три стадии – шок, отрицание и сотрудничество.

(Как показала практика организации других массовых праздников, на стадии шок или отрицание это взаимодействие часто и заканчивается!)

У фестиваля Viva Braslav есть уже намеченные и вполне реальные цели: ежегодно увеличивать количество гостей, стараться развивать инфраструктуру, улучшать условия проживания в кемпинге, использовать опыт зарубежных фестивалей, в частности в области совершенствования контроля входа-выхода посетителей. На мой взгляд, у фестиваля есть и еще один большой плюс – его даты определяются за год вперед. В 2019 году фест пройдет 26-27 июля.

Интересные идеи взаимодействия арт-индустрии и ивентов озвучил в своем выступлении Дмитрий Сурский, глава ОО «Союз дизайнеров». Это и знаменитый проект Арт-острова, и мифологическая тропа в Березинском заповеднике, и уникальный проект в деревне Салатье, и Арт-пространство «Остров Пасхи» на агроусадьбе «Верес». По мнению эксперта, подобные мероприятия могли бы стать очень популярными, поскольку они не требуют особых материальных затрат.

Будем учиться?

Выступление Алексея Урабана (EventMedia) называлось «Академия ивента: как преодолеть кадровый голод и выработка системы мотивации сотрудников».

Эта тема возникла неслучайно: в Беларуси нет учебных учреждений и системного образования для подготовки специалистов для ивент-индустрии. А ивент-менеджеры были бы очень востребованы. По словам спикера, идея создания специализированного учебного центра для подготовки таких кадров не нова, просто осуществить ее ни разу не удалось. Теперь время пришло, разработана концепция учебного процесса и программа. Обучение будет организовано на базе одного из минских ивент-агентств. На следующей неделе стартует промоакция проекта и начнется набор слушателей на трехмесячные курсы.

Slush или WebSummit?

Некую логическую точку под всем, что было сказано во время форума, поставил Виталий Волянюк, директор делового портала Probusiness. Он привел в качестве примера крупнейшие ивент-события мирового масштаба — главную конференцию стартап-сообщества Европы Slush, которая проходит в Хельсинки, и Web Summit, который  по праву считают лучшим технологическим ивентом в Европе. По утверждению эксперта, Беларуси также необходимо крупное, масштабное мероприятие и событие, объединенное одной идеей, единой целью, интересное, взрывное, с поддержкой государства и крупных спонсоров, такое, чтобы на него приехали гости. Одно из главных условий – четкая периодичность. Но для того, чтобы провести такое мероприятие, нужны объединенные усилия всех заинтересованных. Только такая идея поможет оживить рынок ивента Беларуси. 

В рамках форума было подписано соглашение о сотрудничестве между Российским союзом выставок и ярмарок и Союзом организаторов выставок и ярмарок Беларуси.



Смотрите также

Статьи
В каких городах Беларуси самые дешевые отели?

Рейтинг самых выгодных направлений для туристов составили

Статьи
Как теперь будут считать вклад туризма в экономику Беларуси

Является ли туризм отраслью экономики? Какой должна быть доля

Статьи
Белорусы стали чаще выезжать за рубеж, а по родной стране путешествуют реже

Количество выездов и прибытий в страну за предыдущий период в

Еще

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время