Галина Павловская: «Приглашаю «на деревню, к бабушке!»

Автор: Наталья Плыткевич
Фото: Сергея Плыткевича

Усадьба «Мацейкава сялiба» расположена в деревне Перебродье Миорского района Витебской области на живописном берегу озера Набисто, рядом с лесом, богатым грибами-ягодами. Она открылась в 2010 году и за десятилетие накопила прекрасный багаж работы с гостями, которым с нами охотно поделились.

2-2020-06-14-8--DJI_0601pb_1330.jpg

Слово хозяйке «Мацейкавай сялiбы» Галине Павловской:

7 93de30abe88b617f1f2f6bfc8763691b.jpg

– У нас любят гостить велосипедисты и байдарочники, любители ярких впечатлений и увлекательных путешествий. Вокруг Перебродья 14 озер. Из нашей усадьбы через систему проток можно попасть в озера Обстерно, Важа, Укля и догрести до самого Браслава. Наши места привлекают заядлых рыбаков, здесь водятся лещ, щука, карась, плотва, налим, линь, окунь, судак и другая рыба.

Берега озер Набисто и Обстерно низкие, песчаные, с удобным входом в воду. Летом здесь благодать для семей с детьми.

Наши «зеленые маршруты» также интересны и увлекательны: это Республиканский ландшафтный заказник «Ельня» и гидрологический заказник «Болото Мох», куда рейджер Кася Казаченок водит желающих, и Дединская криница, и Волчья гора, и камень-следовик.

Имена, связанные с нашими местами, привлекают исследователей истории: в Заболотье находится родовое поместье известного скульптора, повстанца Генриха Дмаховского, в Каменполье – Святополк-Мирского и т.д.

Ощутить тепло земли…

Поскольку сама я – дитя деревни Перебродье, то всегда во время заграничных обучающих поездок интересовалась, как живут люди в местных деревнях. И в одной литовской агроусадьбе меня очень впечатлила идея гончарного пленэра: хозяева собирают гончаров, те общаются, мастерят изделия, затем устраивают выставки, делают памятные снимки. Целиком скопировать ее мне не удалось: у нас, в Перебродье, не увлекаются гончарством. Но я вспомнила, что мои дедушка и тетушка валяли валенки. И овец у нас традиционно растили. Поняла, что наше творчество должно быть связано с шерстью.

В детстве мне хотелось рисовать красками, но краски в то время в деревне были редкостью… И так случилось, что в зрелом возрасте я научилась рисовать шерстью!

9-2020-06-14-1--0447pb_1330.jpg

Вернувшись из поездки в апреле, сразу же подала заявку и получила грант – и в августе 2010 года уже собрала первых участников на летник ремесел по валянию из овечьей шерсти «Живое тепло». На протяжении пяти лет мы ежегодно проводили такие мероприятия.

10 ab5bd8c2c5cbad9c79de0346d646ff84.jpg

За эти годы сложился костяк участников: это и хозяйки агроусадеб «Петуховщина», «Бальсан» и других, и просто заинтересованные женщины. А в усадьбе «Орехово» Браславского района действовала «Академия льна», где нас учили работать со льном. Так появился Миорско-Браславский агротуристический кластер.

«Мы вместе!»

Впоследствии наш летник перерос в другую форму – в летний семейный лагерь под названием «Мы вместе!». У меня подрастают внуки, и я вижу, что многих детей невозможно оторвать от гаджетов. Поэтому появилась идея хотя бы на какое-то время отвлечь их от электронных игрушек. Это первое. А второе: сделать так, чтобы семья хоть немного побыла вместе. Чтобы дети, их бабушки, дедушки, родители объединились и вдохновились совместной деятельностью и новыми идеями. Подобный первый семейный лагерь мы провели в 2015 году.

Мы предлагаем своим гостям узнать множество секретов и тайн деревенской жизни, испытать свою ловкость в веревочном городке и на олимпийских играх, выносливость – на болоте, а удачу – в квесте, попробовать себя в макраме, фелтинге и вытинанке, открыть таланты и сразить своим креативом, фантазиями, шедеврами и достижениями. ​Налюбоваться лебедями, услышать выпь, увидеть бобровые хатки, насладиться соловьиным пением, познакомиться с благородными оленями и многое-многое другое.

Чем занимаемся? Например, поделками из природных материалов: идем в лес, где собираем все, что встретим по пути: мох, корешки, веточки, шишки. И на основе этого создаем свои шедевры.

У нас проходят мастер-классы по различным народным ремеслам: работа с шерстью, вытинанка, «маляванка», работа с соломкой, с тестом. В нашей усадьбе есть музей сельского быта, но я понимаю, что детям сложно выдержать длительную экскурсию, потому каждый новый день начинаю для них с «вясковых хвілінак». Приходим в музей буквально на 15 минут – и каждый раз я раскрываю отдельную тему, например, рассказываю, про коров, хлеб, ремесла, орудия труда.

Очень запомнился нашим маленьким гостям интерактивный день «Откуда пошло масло?». Утром мы все вместе сходили в поле, где пасутся коровы, увидели, как их доят, хозяйка налила нам молочка, оно отстоялось, мы собрали сливки – и всей командой сбили масло. Одна из бабушек испекла блинчиков, хлебушек намазали этим маслом… И в конце дети спросили: «А почему такое масло нельзя купить в магазине?»!

Организуем различные развлечения: интеллектуальные (игры «Что, где, когда?», математические викторины), спортивные. Проводим малые олимпийские игры, не спонтанно, а с предварительными тренировками. Не представляете, как же это захватывающе! Участвует вся семья: бабушки стоят на воротах, дед – главный тренер. И всех объединяют яркие азартные эмоции!

А когда начнется учебный год, то активно приглашаем семьи приезжать к нам на выходные. Такой тур назвали «На деревню к бабушке!»

8 c7719d119db35511dab29c940507cbfd.jpg

Музей «Мацейкавы рамёствы»

Для взрослых тоже провожу мастер-классы, экскурсии. В прошлом году, который на государственном уровне был признан Годом малой родины, мы с мужем открыли небольшой музей «Мацейкавы рамёствы». Здесь каждый гвоздик, каждая дощечка согреты руками моего отца. Он был простой колхозник, который в обеденный перерыв каждый день что-то мастерил по хозяйству, прибивал хотя бы одну доску. Таким его воспитал дед Мацей, который родился в 1872 году и в честь которого и названа усадьба.

Рядом с домом Мацея стояли еще семь домов родни – получается, наша семья составляла значительную часть села. У деда были золотые руки, он умел все на свете. И в музее мы собрали дорогие сердцу вещи, к каждой из них прикасались руки моих предков. Это не просто экспонаты, это – живая история! «Цуглы, шумёлы, бірулькі, хамут» – уже только в музее можно услышать эти названия и увидеть.

О хлебе у нас рассказ особый!

…Помню, как мама «рашчыняла» житний хлеб, на натуральной закваске: в доме тщательно убирали, она одевалась во все чистое, а мы с братом должны были вести себя тихо, потому что хлеб не любит шума, суеты и сквозняков.

К хлебу было прямо-таки молитвенное отношение. Имея корову, молоко и такой хлеб, человек мог жить нормально – здесь есть все необходимое организму!

С малых лет в деревне приучали работать. Было понимание, что умение твоего ребенка – это впоследствии твоя «хлебная карточка». В десятилетнем возрасте мальчик уже мог ходить за плугом. Жили большими семьями, в которых передавались и ремесла, и традиции.

А еще при таком обилии работы в деревне женщины успевали заниматься рукоделием. Ими руководила вечная тяга к красоте, людям очень хотелось украшать свою жизнь.

16 5b9495b393f7634f56db69970efacc6b.jpg

Вот эта скатерть – вышивка по сетке – украшала стол поверх тканой белой на самые большие праздники: Рождество, Пасху. Работа над ней была долгой и кропотливой. Сначала прялись льняные нити, очень тонкие – это непростая работа! – затем вязалась сетка с мелкой ячейкой, которая вышивалась цветной шерстяной ниткой, окрашенной натуральными красителями.

Помню, как на окнах у нас висели белые занавески: вышивка по сетке. Это было необычайно красиво!

Ткали, пряли, шили, вышивали.

Писали: «Перебродцы – очень ленивые, даже садов не садят, а кормит их озеро». В этом есть доля правды: земли у нас мало, кругом озерный край. Ловили рыбу, продавали ее, и с этого жили. В Германию пользовалась спросом рыбная «луска»-чешуя, из которой там делали искусственный жемчуг.

Перебродье владело Магдебургским правом. У него – свои флаг и герб. Здесь не было крепостного права, народ всегда был независим.

А еще в Перебродье свой гимн, который написали местные жители – Людмила Арсеньевна Смирнова (Павловская) и бессменный руководитель народного хора Александр Сергеевич Селицкий.

А Татьяна Евдакова посвятила Перебродью поэтические строки.

Чарующая музыка

А еще Перебродье – очень «музыкальное» селение, отсюда вышли солисты хора Рыгора Ширмы Василий Юневич и Михаил Шуманский. Я прекрасно помню те времена, когда в каждом нашем доме играли на различных инструментах и пели. Мой отец – самоучка, он играл на баяне, аккордеоне, цимбалах, мог подхватить любую мелодию. Когда они со своим гуртом собирались у нас дома, то звучала такая чудесная музыка, что я боялась открыть глаза: а вдруг это все сон? Кстати, знаете, что дерево для цимбал сушили два года, чтобы они «звучали»?

Наш знаменитый четырехголосный Перебродский народный хор возник на основе церковного. К сожалению, традиции уходят вместе с людьми, но мы пытаемся что-то возродить… И на протяжении 15 лет в Перебродье проходит праздник народного творчества «Перабродская зорка», на котором мы поем, танцуем, вспоминаем народные обряды и различные игры.

11-2020-06-14-1--0535pb_1330.jpg

Галина Павловская и ее гость, солист этно-группы «Троица» Иван Кирчук

Мацейкавы – это звучит гордо!

Деда называли уменьшительно-ласкательно Мацейкой, потому что он был невысокого роста. Мы же все на селе были «Мацейкавы».

Он показал всем, что человек – сам кузнец своего счастья! Земли у него было мало, и никто из наших, перебродских, не хотел за него замуж. Тогда он запряг коня и поехал в соседнюю деревню, откуда привез красавицу – Зузанну, доказав всем, что не стоит теряться в любой ситуации. Ко всему прочему она приехала с сундуком приданного! Раньше был такой обычай: когда в дом привозили невесту, перед молодыми везли «пасажны куфар». И куфар этот сегодня занимает в нашем музее почетное место.

Повезло деду, с женой они родили и воспитали трое достойных сыновей и двух дочерей.

Мне бы хотелось, чтобы традиции Перебродья не прерывались, чтобы здесь жили счастливые и «годные» люди!



Смотрите также

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время