Ru
En Bl

Одинокие дома собраний: 10 каменных синагог Беларуси, которые стоит увидеть

Автор: Яна Шидловская, фото Сергея Плыткевича, virtualbrest.by, orda.of.by, ikobrin.ru, autotravel.ru
13.09.2016

Архитектурный облик белорусских городов и местечек, где на протяжении многих столетий селилась еврейская община, в известной мере определяли деревянные и каменные синагоги. К началу ХХ века их общее число приближалось к двум тысячам.

Увы, деревянные дома собраний не сохранились – были сожжены и уничтожены во время войны, оставив о себе память на старых рисунках, открытках и фотокарточках. Синагоги из камня и кирпича, которые частично уцелели, были отданы под склады, дома культуры, кинотеатры и клубы. Сегодня лишь считанные из этих памятников синагогальной архитектуры используются по назначению. Мы отобрали десять из сохранившихся синагог Беларуси, которые стоят в руинах, находятся на реставрации, действуют. Путешествие к ним поможет увидеть и оценить богатство духовной культуры людей, для которых они были построены.

1. Главная синагога в Быхове

Главная синагога появилась в Быхове в первой половине XVII века – через несколько лет, после того как здесь был построен замок. На протяжении двух веков это были единственные в городе монументальные сооружения из камня.

2013-08-05_u2_0383_1.jpg

Главную Быховскую синагогу относят к сооружениям оборонительного типа. Неприступный замковый облик синагоги создают двухметровые стены и угловая круглая башня с нишами-бойницами в ней. Интерьер был богато украшен лепкой и росписью. Сегодня это одна из четырех синагог Беларуси, где сохранилась бима – окруженное четырьмя столбами возвышение в центре строения для публичного чтения свитка Торы и отрывков из книг пророков во время богослужения. Уцелевшие бимы можно также увидеть в синагогах Слонима, Гродно и Ружан.

2013-08-05_u2_0384_1.jpg

На историческом плане Быхова Главная синагога занимала место в отдельном квартале в северной части города. По соседству находились рыночная площадь и городской вал с Могилевскими воротами.

2. Главная синагога в Слониме

Еврейская община появилась в Слониме в середине XVI века и спустя три столетия стала одной из самых многочисленных в Беларуси. На рубеже XIX-XX веков в городе действовали 21 синагога, талмуд-тора, несколько десятков хедеров и четыре еврейских училища.

Строительство Главной синагоги Слонима началось в 1642 году недалеко от рыночной площади. Спустя шесть лет ее барочный фасад с фигурным фронтоном органично вписался в исторический центр города, а мощный характер постройки придал городской системе оборонительных сооружений более совершенный вид. Внешне синагога выглядела сдержанно и строго: высокие оконные проемы, узкие ниши и окна-бойницы, расположенные в два яруса.

d5760fa5cd0ee1dca69da50b7fc5754c.jpg

За почти двухметровыми стенами находился изысканно украшенный молитвенный зал с балконом над входом, где молились женщины. Его интерьер частично сохранился: сегодня внутри синагоги можно увидеть окруженную четырьмя колоннами биму и арон-кодеш для хранения свитка Торы. Стены синагоги украшены старинными фресками с изображением обрядовых и светских музыкальных инструментов, цветов. Слонимский дом собрания не раз страдал от войн и пожаров, в послевоенные годы был превращен в склад и торговое помещение. Теперь украшающее исторический центр города здание синагоги находится на реставрации.

3. Ружанская синагога

Получив во владение Ружаны, Лев Сапега превращает местечко в свою резиденцию. В XVII-XVIII веках в Ружанах трудится придворный архитектор Сапег Ян Самуэль Бекер. Из культовых сооружений здесь строятся Троицкий костел, церковь Святых Петра и Павла, монастырь базилиан, костел Святого Казимира.

В конце XVIII века архитектурный облик местечка дополнило двухъярусное здание синагоги, воздвигнутое по новому типу: при его строительстве элементы оборонительного зодчества были полностью заменены формами барочной архитектуры.

0_92446_69a0155d_orig.jpg

Первый полуцокольный этаж синагоги завершали небольшие стрельчатые окна; оконные проемы второго яруса высотой в две трети здания имели арочную форму. Экстерьер украшали тонкие пилястры, широкий карниз и декоративные арки. Пространство внутри синагоги оставалось по-прежнему объемным, и сегодня здесь можно увидеть окруженную четырьмя колоннами старую биму.

Рядом с синагогой построена одноэтажная с арочными оконными проемами иешива. После войны здание еврейской школы использовалось как склад, мельница, котельная и гараж.

4. Главная синагога в Столине

К концу XVIII века еврейская община города насчитывала более четырехсот человек, а к концу следующего столетия население города было преимущественно еврейским. В Столине действовали четыре синагоги, миквы, еврейские школы, работали мельницы, магазины, аптеки.

Главная Столинская синагога, построенная в 1792-1793 гг., представляет собой двухэтажное здание с лучковыми и арочными окнами, фронтоном, пилястрами и карнизами на втором ярусе. Внутри стены были украшены разноцветными фресками, которые частично сохранилась и доныне. Пожар 1827 года не пощадил бимы, сгорели также и сорок свитков Торы, хранившиеся в серебряных футлярах с позолоченными корешками.

2006-09-30_7527.JPG

2006-09-30_7530.JPG

Особенностью Столинской синагоги была сложная конструкция крыши, которую часто применяли в народном зодчестве, в частности, когда накрывали гуменные постройки. Увы, на сегодняшний день руины синагоги остались без кровли.

5. Главная синагога в Гродно

Главную, или Хоральную, синагогу на Большой Троицкой в Гродно называют одной из самых красивых и старейших в Европе. Для строительства каменного дома в Гродно в 1572 году приезжает итальянский архитектор Санти Гуччи. Но даже будучи каменным, дом собраний значительно пострадает от пожаров 1885 и 1900 годов.

0U8A0597_g.jpg

Нынешнее здание Большой хоральной синагоги в стиле русского модерна начали возводить в 1902 году, частично вписав в архитектурный облик остатки «божницы» XVII века. Дом собраний имел два нарядных, украшенных пилястрами, карнизами, сандриками и высокими арочными нишами и окнами, корпуса с ритуальным залом и вспомогательными строениями.

2015-06-02-34 1412_1.jpg

Внутри Хоральная синагога так же хороша, как и снаружи. Посреди украшенного лепниной молитвенного зала, где когда-то пел хор мальчиков, расположена бима, в восточной стене – ниша для хранения Торы, а вдоль западной – галерея для женщин. Во время войны синагога оказалась в центре гетто и служила местом сбора евреев перед отправкой в концлагеря и на расстрелы. После войны великолепное здание использовали для хранения продуктов и лекарств, а затем приспособили под художественные мастерские. На данный момент в Гродно ведутся работы по восстановлению этой синагоги на берегу Немана. В молитвенном зале проходят богослужения; в здании синагоги открыт для посещения еврейский музей.

6. Большая синагога в Кобрине

Построенную в XVIII-XIX веках Кобринскую синагогу называют одной из самых больших в Беларуси. Это единственная уцелевшая из семи существовавших в Кобрине синагог, большую часть населения которого до Второй мировой войны составляли евреи. В военные годы синагога оказалась центром гетто. После войны, опустошенная и разграбленная, она была закрыта и использовалась не по назначению, в частности в 1980-е годы здесь производилось пиво и ягодный напиток.

sinagoga-06.jpg

В 2003 году зарегистрированная накануне Иудейская религиозная община Кобрина подняла вопрос о восстановлении архитектурного памятника. Однако осуществить планы о культурном центре еврейства Западной Беларуси, музее истории и этнографии евреев Брестчины пока не удалось, равно как и сделать действующей часть синагоги.

7. Каменная синагога в Лужках

Деревня Лужки стоит на берегу реки Мнюты недалеко от Шарковщины. Сначала это были владения Сапег, позже здесь хозяйничал род Жабов, при котором Лужки получили статус местечка с возможностью проведения ярмарок. В современных Лужках и окрестностях привлекателен для туристов исторический архитектурный ансамбль, состоящий из усадьбы графов Плятеров, церкви, костела, водяной мельницы и синагоги, построенной в середине XIX века и недавно получившей статус историко-культурной ценности.

img_4731.jpg

Здание синагоги возведено из бутового камня и кирпича на правом берегу Мнюты. При ней действовал хедер, где до 1872 году учился родившийся в Лужках Элиэзер Бен-Иегуда, или Лейзер Ицхак Перельман, которого впоследствии назовут «отцом современного иврита». На месте его дома в Лужках установлен памятный знак, а в Глубоком его бюст украшает Аллею знаменитых земляков. От синагоги в Лужках уцелели стены с необычайно красивой каменной кладкой и оконными проемами арочной формы, выложенными кирпичом. У берегов Мнюты сохранились руины миквы – этот водный резервуар из бутового камня и кирпича предназначался для омовения, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты.

8. Синагога в Ошмянах

В начале XIX века каменные синагоги в Беларуси приобретают вид, более свойственный гражданской архитектуре, с чертами классицизма. На рубеже XIX-XX веков еврейская община Ошмян, к которой относилась примерно половина жителей города, получила разрешение на строительство каменной синагоги. Здание из красного кирпича, строгое и прямоугольное по форме, украшено пилястрами на стенах и незначительно вытянутыми окнами, вписанными в ниши с лучковым завершением. Особенностью Ошмянской синагоги считают трехъярусную крышу, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Два ее нижних яруса – четырехскатные. Третий и самый высокий имеет два ската и треугольные, обшитые досками фронтоны-щиты.

2010-11-02_1340.jpg

2010-11-02_1343.jpg

В годы Второй мировой войны синагога и прилегающая к ней территория были превращены в гетто. После войны здание принадлежало районной потребительской кооперации. Теперь оно находится в распоряжении местного краеведческого музея, носящего имя Франтишка Богушевича. Это одна из синагог Беларуси, в которой хорошо сохранился изначальный интерьер – росписи стен и сводов и отдельные архитектурные элементы.

9. Большая Любавичская синагога в Витебске

Последнее аутентичное здание каменной синагоги в Витебске стоит на улице Революционной, которая раньше носила название Большой Ильинской. Оно было возведено в начале ХХ века, когда в городе насчитывалось порядка 60 молитвенных домов и синагог. Строились они в основном из дерева, каменных было всего несколько, в том числе и Большая Любавичская. Недалеко от Большой Ильинской проходит улица Покровская, где жила семья художника Марка Шагала. Богатую историю витебских синагог приходится изучать по архивным документам, старым открыткам и фотографиям, а также по картинам художников. Так, Марк Шагал рисовал деревянную синагогу в Витебске на гуаши «Моя деревня», а на рисунке «Синагога» 1917 года художник изобразил интерьер молитвенного дома с бимой и арон-кодешем.

185.jpg

Любавичская синагога использовалась по назначению недолго. В 1923 году в ней разместился аэроклуб, а после войны здание отдали одному из предприятий города для устройства в нем Дома культуры. Большая Любавичская синагога в Задвинье с каждым годом ветшает. Не единожды поднимался вопрос о ее реставрации, однако по сей день синагога остается в статусе руин.

10. Хоральная синагога в Минске

В самом начале ХХ века на минской улице Серпуховской, которую позже назовут именем Володарского, возводят Хоральную синагогу, в архитектурном облике которой звучат византийско-арабские мотивы. На фасаде были и вытянутая арабская арка, установленная на византийские колонны, и тройные арки, и рельефная расшивка штукатурки, имитирующая византийскую кладку, и готические круглые розетки, самая высокая из которых символизировала глаз Аарона.

2010-07-27_9651.jpg

После революции Хоральной синагоге выпало исполнять исключительно культурные роли – она была еврейским театром, Домом культуры, кинотеатром на 1,2 тысячи мест и, наконец, в 1947 году туда переехал созданный в Бобруйске Русский театр. Перестроенное после войны здание бывшей Хоральной синагоги, где и сейчас расположен Национальный академический драматический театр имени Максима Горького, теперь выглядит иначе. Фрагменты старой кладки можно увидеть лишь со стороны двора.

синагога.jpg

Читайте также: Музей яўрэйскай культуры з'явіцца ў слонімскай сінагозе XVII стагоддзя


Комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.

Смотрите также

Статьи
«Не только комиссарам надо памятники ставить». Гродненский скульптор ищет средства на бюст поэту Лейбе Найдусу

Еще в начале 1990-х известный гродненский скульптор Анатолий Салятыцкий получил заказ от местного горисполкома

Статьи
Сімвалы нашай вольнасці. 10 самых цiкавых ратуш Беларусi

Калісьці ва ўсіх гэтых будынках засядаў магістрат, захоўваліся гарадская казна і «мерныя бочкі», а самі яны красаваліся

Статьи
Брамы неўміручасці. 10 самых интересных ворот стародавней Беларуси

Легендарные и никем из ныне живущих не виденные, выдуманные и реальные, ставшие свидетелями триумфов и поражений, чудом

Самые популярные Самые обсуждаемые