Шесть знаменитостей и восемь мест в Беларуси, куда есть повод заглянуть в апреле

Автор: Надежда Суслова

Вот несколько увлекательных маршрутов, которые позволят узнать лучше историю не только страны, но и выдающихся личностей, прославивших ее.

К Сапегам в Островно, Лепель и Ружаны

Эти места связаны с именем выдающегося деятеля Великого княжества Литовского, мыслителя, дипломата Льва Сапеги, который родился 4 апреля  1557 года в местечке Островно под Витебском.

Представители Сапег не только были богатейшими людьми, но и занимали высокие военные и государственные должности. А многие прославились еще и как деятели культуры.

Сапеги собирали многотысячные библиотеки, коллекционировали произведения искусства, занимались архивным делом и развивали театральное искусство.

Но, пожалуй, самым известным представителем этого древнего магнатского рода стал именно Лев Иванович Сапега. Начинал он карьеру в должности городского писаря, затем стал великокняжеским секретарем, а с 1581 года – королевским писарем при дворе Стефана Батория. Уже через четыре года получил пост подканцлера Великого княжества Литовского, а еще спустя четыре – канцлера княжества.

В 1625 году Лев Сапега становится Виленским воеводой, а с 1629 года занимает пост великого гетмана — наивысший в ВКЛ.

Первым сборником законов на территории Восточной Европы историки по праву называют третий Статут ВКЛ (1588 год). Лев Сапега лично редактировал некоторые статьи, за собственные деньги издал первые 4 тысячи экземпляров Статута и добился его утверждения Сигизмундом Вазой.

В 1581 году Лев Сапега участвовал в создании высшего шляхетского суда княжества – Главного Трибунала.

На свои средства он построил костелы в Гродно, Орше, Бресте и в других городах, православные и униатские церкви в разных местечках, монастырь в Вильне и Белыничах. Владел он и усадьбой в Старом Лепеле, а когда она сгорела, канцлер принял решение перенести свою резиденцию на южный берег Лепельского озера. Так был основан город Лепель.

Здесь Сапега также повелел построить католический храм – костел Святого Казимира, который стал одним из первых трех католических храмов на Витебщине. Открытый в 1604 году костел неоднократно горел, поэтому в конце ХІХ века был возведен новый храм, которым и сегодня гордится Лепель.

На белорусских землях чтят память гетмана Великого княжества Литовского.

Например, в городе Лепеле в 2010 году ему открыли памятник.

В деревне Островно Бешенковичского района, где родился Лев Иванович, установлен памятный знак.

Островно – не самое популярное у туристов место, хотя здесь есть что посмотреть. Деревня расположена в живописном месте у трех озер: Островно, Долгое, Полховка. Еще несколько озер (Мелкое, Городно, Луковское, Глубокое) находится недалеко от агрогородка. Местечко известно с XVI века (в исторических источниках упоминается с 1546 года) как центр староства Витебского повета.

Кирпичный костел построили здесь в 1830 году на средства «епископа и кавалера Валериана Камионки». После подавления восстания 1830–1831 гг. доминиканскую обитель закрыли, а костел сделали приходским. К началу 1870-х годов костел был закрыт, и вскоре его здание передали православной церкви. Храм «повернули» на 180 градусов, алтарь перенесли на восток, во внешний декор были привнесены элементы псевдорусского стиля.

В советское время костел-церковь закрыли, в здании устроили склад. Пустующий храм стал ветшать и разрушаться. До наших дней сохранились только мощные стены толщиной более полутора метров и арочные перекрытия.

711457306f30d2bd56481ae85a5b4ec8.jpg

В конце XVIII века в Островно 97 жителей, 19 дворов. В это время деревня является значительным торговым центром. Ежегодно с 15 августа по 1 сентября в Островно проходили ярмарки.

25-27 июля 1812 года на территории между Островно и Витебском произошли арьергардные бои отступающей русской армии с французской армией Наполеона, которые в историографии получили название «Бой под Островно». На месте боя в 1962 году установлен памятник и памятный крест.

А для полноты картины стоит посетить г.п. Ружаны (Брестская область), где до наших дней сохранились руины дворцового комплекса Сапег.

b48dc114e97cfc763633f0ea819c8ebd.jpg

К Ларисе Гениюш в Зельву

7 апреля — день памяти Ларисы Гениюш (09.08.1910 - 07.04.1983) — белорусской поэтессы, Генерального Секретаря Правительства БНР в эмиграции.

Она появилась на свет 9 августа 1910 года в имении Жлобовцы Волпинской волости Гродненского уезда. Сегодня неподалеку от деревни Длугополь Волковысского района – на том месте, где стоял дом, в котором родилась Лариса Гениюш, и где прошло все ее детство, остался лишь фундамент.

Вся Беларусь воплотилась для Ларисы в этих самых местах, в этих полях и лугах, в ее родственниках, в их мечтах и вечерних задушевных разговорах. Они стали ее основой, ее стержнем, ее думами и самой жизнью. После замужества она переехала в Зельву к родственникам мужа, сменив девичью фамилию Миклашевич на Гениюш.

Сегодня Зельва прежде всего ассоциируется с именем поэтессы, хотя тогда, в свой первый приезд в этот городок, она прожила здесь недолго.

f8513efb6df85d3a238fa62d8191fc35.jpg

Переехала Лариса в Зельву в 1935-м, а в 1937 году, уже с сыном Юркой, отправилась в Прагу вслед за мужем, Янкой Гениюшем, который учился там на доктора. Но куда бы ни забрасывала судьба поэтессу – в далекую ли Прагу вслед за мужем-медиком, или в Коми и Мордву – по тяжелым лагерным этапам, Лариса Гениюш всегда была душой и мыслями дома, на родной земле, в Беларуси. Как позже напишет она в своих воспоминаниях, именно эти мысли помогли пройти через все жизненные испытания, не сломаться и остаться самой собой. Прожив 36 тяжелых лет в СССР, она так и осталась гражданкой БНР, отказавшись принимать паспорт cтраны Советов.

В Зельв Лариса Гениюш написала свою «Споведзь» – пронзительный искренний рассказ о жизни.

Зельва сама по себе – интересный туристический объект. Поселок  ведет свою историю с XVI века, был когда-то знаменит во всей Европе «Анненским кирмашом» – второй по величине ярмаркой в Старом Свете после Лейпцигской.

Здесь, в Зельве, рядом с церковью можно найти небольшой деревянный домик, в котором поэтесса прожила 27 лет своей жизни. По одной версии, зельвенская Свято-Троицкая церковь была построена в 1815 году как костел на фундаментах деревянного храма 1443 года. По другой – в начале ХIХ века это был театр, возведенный Сапегами для развлечения гостей Анненской ярмарки. В 1909 году церковь была капитально перестроена, перед ней появилась башня-звонница.

5f70a0343100e3a29a35e3ace6c5145d.jpg

В Троицкой церкви создана небольшая экспозиция, посвященная знаменитой землячке, которая не отрекалась от веры даже в годы всеобщего атеизма.

Власть – ни советская, ни постсоветская – Ларису Гениюш не реабилитировала. Но памятник ей все равно поставили. Бюст установили на своей территории церковные власти.

К Эдуарду Войниловичу в Минск

10 апреля 2016 года в минском Красном костеле (Костеле святых Симеона и Елены) начался процесс беатификации (обряд причисления умершего к лику блаженных) Эдварда Войниловича — «шляхтича тутэйшаго», основателя этого сакрального сооружения.  

8102399ac8d7c61f0daba168a2703f12.jpg

Сегодня Красный костел – один из наиболее известных туристических объектов столицы, который является главным украшением площади Ленина.

Эдвард Антоний Леонард Войнилович родился 13 октября 1847 года в деревне Слепянка под Минском в знатной и богатой семье. Его родителями были Адам Войнилович и Анна Ванькович, мальчик стал продолжателем древнего шляхетского рода. Хотя семья владела огромными территориями в Новогрудском воеводстве, основную часть времени они проводили в Савичах, в своем родовом поместье в нынешнем Слуцком районе. Оно принадлежало Войниловичам с XVII века и стало не только домом, но и своего рода музеем, где были собраны картины, книги, документы, скульптуры и предметы интерьера с уникальной историей.

В возрасте 35 лет Эдвард повстречал Олимпию Узловскую и они поженились. Брак оказался счастливым, но, увы, недолго. Родившиеся в этом браке дети — Елена и Сымон были любимы, однако даже самые богатые родители не могли защитить их от болезней. Первым в двенадцать лет скончался Сымон. Мальчику делали операцию в Варшаве, где в то время бушевала скарлатина. Подхватив заражение, Сымон умер, тело забрали родители и похоронили в Савичах. В семье Войниловичей осталась лишь дочь, но и она не дожила до 19-летия. Юная девушка умирала долго и мучительно, а родители не могли ничего с этим поделать — у врачей, лечивших ее, не было даже точного диагноза. Наиболее вероятно, что это было воспаление легких. И тогда Эдуард Войнилович принял решение построить костел, посвященный памяти своих детей.

Идея строительства католического храма на окраине Минска была не нова, однако денег на него у города не было. В 1904 году Войнилович объявил комитету по строительству, что внесет необходимую сумму, однако взамен выставил несколько требований.

Во-первых, он хотел самостоятельно выбрать проект костела, во-вторых, назвать его в честь святых покровителей своих умерших детей и, наконец, закрепить над входом табличку с их именами. Требования никто не оспорил, и Эдвард начал выбирать проект. Среди десятков осмотренных строений, ему приглянулось то, что находилось в польском городе Ютросин. Его автор, Томаш Пайздерский не имел права работать на территории Российской Империи, потому изначально на всех документах указывалось другое имя.

Костел из красного кирпича в смешанном неороманско-неоготическом стиле построили быстро — в 1905-м еще закладывали фундамент здания, а 20 сентября 1910 года костел уже был освящен. Его архитектура уникальна. Первое время после постройки самая высокая из трех башен костела просматривалась почти изо всех точек города — она символизировала родительскую скорбь, а две меньшие — утраченных детей.

В июне 2006 года останки Эдварда Войниловича были перезахоронены у стен Красного костела.

К Всеславу Чародею в Полоцк

21 апреля отмечается день памяти Всеслава Чародея (1044-21.04.1101) – человека-легенды.

Всеслав Брячиславич родился зимой между 1028 и 1029 годами. Даже его рождение было окутано тайной. В летописи было сказано, что мать родила его «от волхвования», то есть при участии «паганских» колдунов. На голове новорожденного было загадочное пятно, которое колдуны наказали матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Современники и потомки верили, что этого князя небесные силы наделили волшебной силой, что он мог превратиться в серого волка, в ясного сокола или в оленя с золотыми рогами. Уже при жизни про него слагали предания. Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались былины про Волха Всеславича — мудрого правителя, смелого воина, сына княгини и лютого Змея, победителя индийского царя.

Всеслав Брячиславич Полоцкий был из тех князей, при котором Полоцкая земля заявила о себе самостоятельным государством. В это время большого расцвета достигли искусство, образование, народные промыслы. Всеслав никогда не предавал свою Родину — Полоцкую землю, к ней возвращался из самых далеких походов и путешествий.

Одной из заслуг Всеслава Чародея считается  возведение храма в честь святой Софии, как доказательства миру равенства Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились несколько раньше.

fde1f76f6927ae3eb0d7756a95604ce9.jpg

Князь никогда  не шел на соглашения, которые угрожали самостоятельности и независимости Полоцкой земли, не хотел никому подчиняться.

Всеслав Чародей был героем знаменитой поэмы «Слово о полку Игореве», с ним также связывают первое летописное упоминание Минска.

В конце 1060-х годов киевские князья пригласили Всеслава Чародея на переговоры и заточили его в тюрьму в Киеве. Вскоре в результате восстания киевляне освободили его и объявили киевским князем. Он пробыл на престоле 7 месяцев, а потом вернулся в Полоцкое княжество, которое после его смерти раздробилось на несколько уделов.

Древний Полоцк – одна из наиболее интересных туристических дестинаций в Беларуси. И каждый путешественник, безусловно, найдет здесь для себя что-то удивительное.

К Роману Скирмунту на Брестчину

25 апреля 1868 года родился Роман Скирмунт  — представитель промышленной элиты империи и премьер-министр БНР —  белорусский и польский государственный и политический деятель. Он появился на свет в имении Скирмунтов Поречье близ Пинска. Скирмунты — шляхетский род, восходящий к XVI веку.

Основателем династии промышленников-предпринимателей, преобразивших Пинское Полесье, стал Александр Скирмунт. Его отец, Симон (Семен) Скирмунт в конце XVIII в. приобрел у Михала Огинского в 1782 г. поместья Молодово и Поречье недалеко от Пинска.

За три года в Молодово был построен дворец в стиле ампир.

Француженка Р.Бели, посетившая Пинщину, в своих воспоминаниях отозвалась о дворце так: «Он — как мечта при свете луны под музыку Моцарта. Колонны подобны на лилии, поддерживающие гирлянды, фасад, как снежное изваяние, развертывает легкие и полные грации мотивы».

Дворец был уничтожен во время Второй мировой войны. Местные жители рассказывают, что в 1944 году он был взорван по приказу советских властей. Единственное, что сохранилось от всего ансамбля, – часовня-усыпальница.

5006a3539f85c1610f14fd3d65453648.jpg

Часовня расположена возле родового кладбища Скирмунтов, она была построена по проекту архитектора Ростваровского в 1905–1908 гг. В 1960-е годы захоронения из усыпальницы сожгли. Сейчас, несмотря на то, что через Молодово проходит несколько активных туристских маршрутов, величественное здание часовни все больше зарастает и разрушается.

Роман Скирмунт окончил Рижскую классическую гимназию. Высшее образование получил в Варшавском университете (юриспруденция) и в Венском университете. В 1907-1917 годах был заместителем президента Минского общества сельского хозяйства. Был депутатом 1–й Государственной думы России и в 1910-1911 годах членом русского Государственного Совета. В 1915-1917 годах возглавлял Белорусский народный комитет.

С 25 марта 1917 года до 12 июля этого же года возглавлял националистический Белорусский национальный комитет в Минске, потом был членом Минского белорусского народного представительства. Работал в комитете подготовки первого Общебелорусского съезда и был вторым главой его Исполнительного Комитета (февраль-март 1918). Был членом Рады Белорусской Народной Республики, Главой правительства БНР в чине премьер-министра. Был сторонником поисков помощи для независимости Белоруссии в Германии.

Поддерживал идею «тутэйшай краёвасьці» — автономии и самоуправления края.

«Кожны з нас, мужык або шляхціч, на зямлі Літвы ці Беларусі мае аднолькавае права з годнасцю звацца літоўцам, палякам альбо беларусам. Кожнаму з нас належыць зямля пад нагамі, неба над галавой і вялікая мінуўшчына краю. І гэтыя правы, прынятыя ад гісторыі, сённяшні дзень перадае будучыні. Толькі краёвая ідэя, якая тут, на месцы, ёсць для нас цэнтрам цяжару і крыніцай дзейнасці, запальвае сэрцы здабываннем больш шчаслівай будучыні для гэтай роднай зямлі, якая трапіла ў асаблівую небяспеку», — писал Роман Скирмунт. 

После войны поляков с большевиками и разгрома БНР работал в Польше. Помогал издателям белорусской прессы. В 1930-1935 годах был сенатором Польши. После Польского похода РККА, 7 октября 1939 года был обвинен членами деревенского комитета в своем имении по банальной причине и расстрелян.

На его могиле в Поречье установлен деревянный крест с памятной табличкой.

6b016b1d8792f6d096cb275573457f10.jpg

К Кириллу Туровскому в Туров

28 апреля — День памяти Св. Кирилла Туровского (1130 - 1182).

Кирилл Туровский – знаменитый проповедник и писатель XII века. Он родился и всю жизнь прожил в Турове.

8b8a1d44849d8122aba815f5b6c427b2.jpg

Будучи сыном состоятельных родителей, получил очень хорошее образование, глубоко знал византийскую культуру, поэзию и красноречие. Проповедник был избран Туровским вече на епископскую кафедру, и в 1161 году прошло его епископское посвящение. Он активно строил храмы, обустраивал епархию, занимался проповеднической и политической деятельностью.

Туровский был первым известным на Руси «столпником». Он закрылся в монастырской келье, чтобы предаться размышлениям, молитвам и написаниям своих творений. Сохранилось более 70 произведений проповедника: это молитвы, поучения, проповеди и притчи.

Туров интересен для туристов как один из древнейших городов Беларуси. Его звездный час пришелся на XI–XII века, когда здесь было создано знаменитое Туровское Евангелие, а сам город превратился в крупный ремесленный и торговый центр, через который проходил один из маршрутов легендарного пути «из варяг в греки».  Дальнейшему расцвету помешало мощное землетрясение, случившееся в 1230 году. Туров начал понемногу терять свое значение, превращаясь в бедное местечко. Последний удар по нему нанесли в конце XIX века строители Полесской железной дороги, которая прошла севернее, через Житковичи.

Одним из значимых центров паломничества Туров стал не только благодаря каменным крестам, один из которых «растет» из земли на местном кладбище: в 2010 году здесь началось строительство впечатляющего собора в честь Кирилла Туровского. Размерами это здание точно затмило своего средневекового предшественника – его сверкающие золотом купола можно увидеть издалека.

9319132ae270dbaa44cf13a75eb5ddfc.jpg

Свой вклад в туристическое развитие Турова решила внести и природа. Дело в том, что на окраине города расположен один пойменный луг. Во время весеннего половодья он на несколько месяцев превращается в сеть островов, где во время миграции останавливаются сотни тысяч птиц. Одной из них – редкому кулику- мородунке – в городе даже установлен памятник. Неудивительно, что каждую весну сюда приезжают сотни любителей птиц из разных стран.

4018165bce848d72099c52cb8cecda86.jpg

Ежегодный фестиваль куликов, который каждый год проводится при поддержке общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и местных властей, стал одним из важнейших культурных событий региона.



Смотрите также

Статьи
Эдвард Войнилович: трагедия, подарившая Минску Красный костел

Это внушительное здание в центре Минска стало одним из самых

Статьи
Божья дюжина. 12 самых старых и уникальных белорусских монастырей

Среди отобранных нами старых обителей – лежащие в руинах,

Статьи
Белорусских туристов ждут в Узбекистане

А узбекские гости откроют для себя

Еще

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время