Священный город

Автор: Владимир Лобач, доктор исторических наук
Фото: С.Плыткевича. Рисунки: П.Татарникова и Н.Орды

Большинство белорусов в настоящее время живут в городах и представляют себе место своего проживания как данность. Высшее образование, профессиональная карьера, комфортный быт и развитая инфраструктура делают большой город привлекательным для современного человека. Но для эпохи Античности и раннего Средневековья возникновение города и место, где он основан, – это не только выбор людей, но и воля богов.

Город в истории европейской цивилизации воплощает собой идею экономического и социального развития, когда ремесло и торговля становятся основным занятием его жителей. Но одновременно город всегда воплощает идею храма, святого места не только для самих горожан, но и населения всей городской округи.

Возникновение Полоцка, как и большинства древних городов на территории Беларуси, в месте слияния двух рек представляется совершенно не случайным, учитывая тот факт, что основателями города были язычники. Слияние рек в мифологической картине мира белорусов Подвинья даже в ХІХ–ХХ веках имело статус сакрального пространства, предназначенного для ритуальных практик, но не для обыденной жизнедеятельности.

1-130923255_438689050629371_1122982254260210652_1330.jpg Город Полоцк в IХ-Х веках на исторической реконструкции художника Павла Татарникова.

Возвышенность при впадении Полоты в Двину воспринималась древними полочанами как место особое, святое, где возможно общение с богами, но не строительство человеческого жилья и хозяйственных построек. Неспроста территория Верхнего замка – идеальная (в оборонительном, стратегическом, хозяйственном плане) для размещения на нем городского поселения – практически не была заселена до конца ХІ века.

Эти обстоятельства указывают на то, что гора при слиянии Полоты и Двины не предназначалась для хозяйственно-утилитарных нужд, но использовалась в религиозно-культовых целях. Именно тут, с большой долей вероятности, и находилось полоцкое святилище, посвященное верховным богам. Закономерно, что первым фундаментальным строением на Верхнем замке стал Софийский собор – храм исключительно значимый для Полоцка как в культурно-религиозном, так и в государственно-политическом плане. В эпоху распространения новой государственной религии замещение языческой святыни христианским храмом широко практиковалась во всей средневековой Европе.

2-130543186_721070822149662_3094293293749368903_1330.jpg Город Полоцк после строительства Верхнего замка и Софийского собора. Историческая реконструкция Павла Татарникова.

Крещение Руси, инициированное киевским князем Владимиром в 988 году, не означало стремительной победы христианства над языческой верой в славянских землях. Процесс взаимодействия двух религиозных систем растянулся на века и породил уникальный культурный феномен «народного христианства», вобравшего множество архаических элементов. Однако статус Полоцка как «святого города» претерпевает существенные изменения.

Стольный град Полоцкой земли после основания в нем епископской кафедры в 992 г., не только становится центром распространения «новой веры» на землях кривичей, но и существенно изменяет свой образ в восприятии населения княжества.

Возведение грандиозного и величественного Софийского собора навсегда преобразовало архитектурный ландшафт Полоцка. «Дом Бога», а именно так воспринимается храм в народной культуре, отныне становится основным визуальным и смысловым акцентом в восприятии «святого города» на Двине.

После смерти Всеслава Брячиславича (1101 г.), который имел шесть сыновей, территория Полоцкой земли начинает дробиться на уделы. К середине ХІІ века здесь уже существовало 8 удельных княжеств – Полоцкое, Витебское, Друцкое, Менское, Изяславское, Логойское, а также Герцике и Кукейнос в нижнем течении Двины.

5-131005407_120534803125541_9221396517340556513_1330.jpg Самые древние города Беларуси на художественной карте Павла Татарникова.

Несмотря на феодальную раздробленность, Полоцк не только остался «старшим» городом обширного региона, крупнейшим торгово-ремесленным и культурным центром, но и стал «городом храмов», не имеющим себе равных на древней белорусской земле.

Именно в ХІІ веке сформировалась и достигла своего расцвета Полоцкая школа зодчества, которая творчески переработав византийское наследие, сама явила образцы для монументального храмового строительства в иных белорусских землях и на Смоленщине. На протяжении столетия Полоцк украсили 12 каменных храмов, которые вместе с собором Святой Софии совершенно особым образом выделили город в культурном ландшафте всей Полоцкой земли.

3-130745209_223006085905546_7157212925189739483_1330.jpg 4-130767521_416327626226120_967567418570463575_1330.jpg Исторические реконструкции Павла Татарникова.

В эпоху, когда и в городах, и в сельской местности доминировала деревянная застройка, ориентированная горизонтально, многочисленные храмы Полоцка, стремящиеся ввысь, подчеркивали его особый, возвышенный, священный статус в восприятии не только горожан, но и всех жителей Полоцкой земли, а также гостей из дальних стран.

История не пощадила шедевры полоцкого храмового зодчества – большинство архитектурных памятников ХІІ века не сохранилось до наших дней. Но единственный храм – церковь Святого Спаса, которая радует полочан и гостей древнего города своей красотой, убедительно свидетельствует не только об уникальности приемов полоцкой архитектурной школы, но, прежде всего, о величии человеческого духа и самой высокой степени подвижничества во имя людей и веры.

6 b0ee80ef477fb43944d9b8f6fb2c8773.jpg

Святость Спасской церкви не отделима от святости Евфросинии Полоцкой, небесной покровительницы Беларуси, слава которой давно превзошла княжеские уделы.

Евфросиния (в миру Предслава) родилась около 1110 г. в семье полоцкого князя Святослава Всеславича. Осознав свое высшее предназначение, юная княжна отказалась от выгодного брака, постриглась в монашки и, поселившись в келье Софийского собора, вела отшельнический образ жизни, переписывая святые книги.

Получив знамение свыше, Евфросиния основала женский монастырь Святого Спаса, где по ее инициативе полоцкий зодчий Иоан возвел Спасо-Преображенский храм – уникальный архитектурный памятник своей эпохи. Особая историко-культурная значимость церкви заключается не только в новаторском и творческом переосмыслении византийских канонов, что и стало основой «полоцкого стиля», но и в неповторимой фресковой росписи интеръера, сохранившейся до нашего времени.

7 2b8f0bcecb6e45596b1fb56abebaed57.jpg

В 1161 г. по заказу Евфросинии полоцкий мастер Лазарь Богша создал для храма напрестольный крест – шедевр декоративно-прикладного и эмальерного исскуства, ставший позднее религиозной и духовной святыней белорусов.

8-130772954_3355169647928246_2666458617881529063_887.jpg

Особое значение «Евфросиньевской церкви», как тепло называют полочане Спасо-Преображенский храм, заключается не только в его архитектурной неповторимости, но и в том, что в советскую эпоху «воинствующего атеизма» он оставался для верующих людей символом несокрушимости веры, будучи единственным действующим храмом Полоцкой епархии.

На склоне лет, в 1167 г., Евфросиния предприняла поломничество в Иерусалим к Гробу Господню, где, внезапно заболев, умерла. В 1187 г. мощи преподобной игумении были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 г., наконец, обрели покой на родине, в Спасо-Преображенском храме. Евфросиния стала первой местночтимой святой Полоцкой земли еще в конце ХІІ века, хотя ее окончательная канонизация Русской православной церковью произошла только в 1893 г.

10 cb62e74664e37a97c86aff784770a76c.jpg Памятник Евфросинье Полоцкой в городе Полоцке.

Особая значимость личности Евфросинии в пределах Полоцкого княжества объясняется не только ее духовным подвижничеством и активной просветительной деятельностью. Находки археолагами ее именных печатей в Полоцке и Новгороде свидетельствуют о том, что игумения не ограничивалась лишь монастырскими делами, но принимала активное участие во внешней и внутренней политике Полоцкого княжества, когда ее мудрость была особенно востребована в ситуации феодальной раздробленности и княжеских межусобиц.

Древние храмы, святые реликвии и преподобная Евфросиния могут представляться неискушенному историей человеку лишь атрибутами собственной полоцкой летописи, имеющими мало общего с культурным пространством многочисленных сел и весей обширных кривичских земель.

Этнографические исследования на территории Северной Беларуси опровергают это ошибочное мнение. Представления о Полоцке как «святом городе» нашли свое отображение и в обрядовом фольклоре Белорусского Подвинья, где в народной традиции он фигурирует в качестве сакрального, божественного места, откуда в мир людей прибывает святой праздник – Каляда (Рождество): «Ехала Каляда з Полацку / Да на сівенькім конічку. / Прывезла рэшата бліноў, / Паставіла на стале, / А Раштво пасадзіла на куце». Приезд необычной гостьи из Полоцка означает не просто наступление праздника, но символизирует обновление космического порядка и получение людьми новой жизненной доли.

11-2020-04-22-23--A29V3082_1330.jpg Каплица Евфросиньи Полоцкой на высоком берегу Днепра в городе Речица.

В народном восприятии «святость» Полоцка всегда соотносится с ожидаемым «чудом», когда паломничество в древний храм к мощам преподобной Евфросинии выступает как действенный способ избавления от болезни либо каких-то несчастий в личной жизни.

Десятки ярких примеров, записанных в деревнях Полотчины, Россонщины, Лепельщины и других районов региона свидетельствуют об этом. Показательна история, рассказанная жительницей Ушачского района, в которой даже имя преподобной наделяется магическими охранительными функциями. У матери рассказчицы все дочери умирали вскоре после рождения. Во время очередной беременности женщина обратилась за советом к местной знахарке и та посоветовала, в случае, если родится девочка, назвать ее именем Евфросиния. Так и произошло. По глубокому убеждению деревенской бабушки Евфросинии, именно заступничество преподобной игуменьи и сохранило ей жизнь.

12-ba09992b339fe1d71a0644a6d484f109_1330.jpg Софийский собор на рисунке Наполеона Орды.

В традиционной картине мира населения Полоцкой земли особый статус имеют два сакральных элемента – собор Святой Софии и Спасский монастырь, которые концентрированно воплощают идею святости первого города Беларуси. Это находит воплощение в архаическом заговорном жанре, когда «Святая Ефрасіння» и «Святая Сафія», вместе с Богом и святыми,   выступают спасителями человека от болезни: «Ішоў сам Бог напярод, Ісус Хрыстос пасярод, Марыя паза­ду, вяла Яна ў чараду. Яна яго палюбіла, залатым вусом надзяліла. Залатым ву­сом, залатым паясом, залатым кіёчкам. Яна яго спадабала, к сібе на помач пазвала. Сьвятая Марыя, Сьвятая Ефрасіньня, Сьвятая Сафія праз брод кроў пралівалі, Хрыста на помач пазвалі: – Стань нам памошнікам ад Марынінага залатніка» (Ушачский р-н).

13-IMG_1149_1330.jpg

«Софийский храм – монастырь Святого Спаса» – это не просто идеальная схема, которая существует лишь в мыслях людей, но реальный и священный путь, которым ежегодно 5 июня, в День преподобной Евфросинии, идут тысячи паломников со всех уголков Беларуси и из-за ее пределов. И каждый шаг этих людей – живое подтверждение святости древнего города на Двине, над которым не властно время.  

14 427f5d9713f9db19bbee5cf62a7f64a8.jpg


Смотрите также

Статьи
Летопись уездного города

Разделы Речи Посполитой и включение территории Беларуси в

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время