Монументальное здание с двухметровыми стенами и тремя фигурными фронтонами, которое возвышается в центре Пинска на бывшей рыночной площади, – это коллегиум.
Этот памятник XVII века, вобравший черты ренессанса и барокко, по праву называют «патриархом пинской старины». Коллегиум, как и весь монастырь иезуитов, был возведен в XVII веке на средства канцлера ВКЛ, пинского и виленского старосты Альбрехта Радзивилла. Строительство то приостанавливалось, то продолжалось на протяжении 44 лет (1631–1675). Архитектурной доминантой монастырского ансамбля и всего Пинска на несколько столетий стал костел Святого Станислава – самое большое культовое сооружении ВКЛ (40 тыс. куб. м). Величественная святыня послужила на своем веку иезуитам, базилианам, была православным Богоявленским собором и потом вновь возвращалась католикам. В ее крипте покоились нетленные мощи святого Андрея Боболи. В 1706 году с костельной башни взирал на полесские болота шведский король Карл ХII. До наших дней от грандиозного ансамбля дошли коллегиум и еще две ничем не примечательные постройки.
Коллегиум и сегодня впечатляет толщиной своих стен, крестовыми сводами залов и коридоров, фигурными фронтонами, ломаной черепичной крышей и похожей на маяк граненой башней-контрфорсом. Из этой «альма-матер» вышли историк Адам Нарушевич, философ Кароль Вырвич, политический и хозяйственный деятель Матеуш Бутримович. В коллегиуме была собрана богатая библиотека (в 1940 году вывезена в Ленинград), созданы физическая и химическая лаборатории, здесь действовали первая на Полесье аптека, типография и студенческий театр. Пинский коллегиум наравне с полоцким считались лучшими учебными заведениями ВКЛ, которые не уступали университетам. Обучение было бесплатным и доступным для выходцев из разных слоев общества, независимо от вероисповедания, срок обучения – 12–13 лет.
В XIX веке в здании коллегиума находилась бурса, где учился Александр Власов, белорусский общественный деятель, редактор-издатель «Нашей Нивы». Сегодня мраморные ступени коллегиума ведут в Музей Белорусского Полесья.
Текст Татьяны Хвагиной