19 полоцких храмов – балканский след, католические ордена и два мощных взрыва. Часть первая

Автор: Елена Верещагина

Тот, кто представляет современный Полоцк, наверняка удивился заголовку. Откуда в райцентре могли взяться девятнадцать церквей, построенных до XX-го века? Ведь сегодня в городе на Двине туристы увидят Софийский собор, Спасо-Ефросиньевский монастырь, Богоявленский собор и лютеранскую кирху. А где же все остальное?

фото 1.jpg

Начнем с того, что Полоцк был провинциальным далеко не всегда. Через историю его храмов можно понять и загадочную историю древнейшего белорусского города.

XI-XII века и загадочный балканский след

История белорусского каменного зодчества восходит к XI веку. Во всяком случае, пока ученые не располагают сведениями, которые могли бы сдвинуть эту дату в ту или иную сторону.

фото 2.jpgПервая белорусская каменная церковь – Софийский собор. Сегодня он мало похож на тот храм, который видели полочане XI века. Летящий барочный собор, к которому мы привыкли, появился без малого семьсот лет спустя. Сперва же храм выглядел иначе.

Что нам может рассказать архитектура храма? То, что параллельно с победившей версией, которая вошла в учебники, существуют и другие. 

А значит, история Полоцка того времени сложнее, чем мы привыкли думать.

В школе нам объясняли, что полоцкий храм – логичное продолжение (в архитектурном и идеологическом смыслах) двух других Софийских соборов Киевской Руси – киевского и новгородского. Которые, в свою очередь, ориентировались на константинопольский образец.

Кандидат исторических наук, археолог и известный исследователь Полоцка Сергей Тарасов подтверждает, что три Софии действительно архитектурно подобны. Сходство прослеживается в крестово-купольной системе, в наличии пяти нефов, северных, южных и западных галерей. Однако, по мнению ученого, у полоцкой Софии, единственной из трех, есть черты балканских храмов. Об этом нам говорят две архитектурные приметы. Первая: удивительное совпадение размеров полоцкого собора и храма Святой Софии в македонском Охриде. Вторая: так называемое «дополнительное членение» – предалтарная преграда.

фото 3.jpg

О чем это говорит? Как минимум, о том, что артели, которые строили храмы Полоцка, Киева и Новгорода, различались техникой. И даже могли принадлежать к разным культурам.

В XII веке в Полоцке построили еще девять каменных храмов. Очевидно, город был богатым и сильным, как и все Полоцкое княжество в тот период. Не будем забывать, что в целом белорусские города в тот период (да и несколько веков спустя) были деревянными.

фото 4.jpgДве церкви располагались в Спасо-Ефросиньевском монастыре. Первая сгорела, как считается, в том же XII веке. Предполагают, что она была усыпальницей полоцких епископов. Вторая – Спасо-Преображенская – была построена по заказу Ефросиньи Полоцкой и сохранилась до наших дней.

Еще одна церковь стояла на территории Верхнего замка. Ее называют «Княжеской», подразумевая, что она была построена для правителей. Простые же горожане посещали Софийский собор.

Спустимся к Нижнему замку, сегодня это район стадиона «Спартак». Здесь стояла еще одна церковь. Во время ее раскопок советский историк Павел Раппопорт обнаружил несколько крупных фрагментов сланцевого саркофага. Стало понятно, что храм служил княжеской усыпальницей.

фото 5.jpgПятый храм XII века ученые условно называет «Церковь на рву». Имеется в виду ров, разделяющий Софийский собор и Иезуитский коллегиум. Сергей Тарасов полагает, что этот храм посещали торговцы, прибывавшие в город по реке. Соответственно, рядом должна была находиться рыночная площадь.

Еще четыре храма входили в состав Борисоглебского монастыря. Он стоял на левом берегу Двины за чертой тогдашнего города. В современном Полоцке это пересечение улиц Юбилейной и Кульнева. В архитектурный комплекс монастыря входили так называемый «Большой храм», Пятницкая, Борисоглебская церкви и еще одна, известная лишь по описаниям и рисункам. Из зарисовок следует, что это был храм-триконх. То есть боковые апсиды не пристраивались к церкви, а входили в ее структуру изначально. Это тоже признак балканской архитектуры.

Казалось бы, больше церквей тогдашний Полоцк просто не мог вместить. Однако, вероятно, была еще одна. Она упоминается в «Саге о крещении Исландии». Из этого произведения мы узнаем, как исландский миссионер Торвальд прибыл в Полоцк и на острове реки Двина основал монастырь Иоанна Предтечи. Сейчас на этом месте стоит станция юннатов, а раскопки пока не проводились.

Полоцкие храмы XI-XII века были православными.

фото 6.jpg

На этом первая волна каменного зодчества в городе резко заканчивается на целых пятьсот лет.

Темные века. Чума, орда, рыцари и Москва

Некоторые исследователи утверждают, что мастера, сформировавшие Полоцкую архитектурную школу, были исключительно пришлыми. Так, по мнению художника-реставратора Юрия Малиновского, руководителя реставрационных работ в Спасо-Преображенском храме, полоцкие зодчие попросту покинули город, когда построили все, что им заказали. И свои профессиональные секреты забрали с собой. Новые же на их место не приехали, потому что монголо-татарское иго отрезало белорусские земли от тех центров, где мы заимствовали технологии и откуда приглашали мастеров.

А по мнению Сергея Тарасова, «большая стройка» могла закончиться просто потому, что новые храмы городу были не нужны – хватало имеющихся. Ученый считает, что определенную роль в жизни Полоцка могла сыграть «черная смерть» – эпидемия чумы в Западной Европе в XIV веке. «С одной стороны была орда, а с другой чума – говорит Сергей Тарасов. – И развитие города в целом замедлилось».

Еще одна возможная причина экономических проблем Полоцка – основание Риги. Уже в XIII веке город стал терять контроль над частью северного торгового пути.

По словам Сергея Тарасова, следующий временной отрезок – с XIV по XVI век – практически не дал городу «культурного слоя».

Вероятно, тому не способствовала тогдашняя «политическая конъюнктура». В XIV веке город отразил двенадцать атак Ливонского ордена. В составе Великого княжества Литовского Полоцк попал в жар гражданской войны 1432-1438 гг. А следующие три столетия принесли череду войн с Московией. В XVI веке город дважды осаждало русское войско. А третья осада XVII века стала для Полоцка роковой.

По мнению Юрия Малиновского, черной датой, после которой Полоцк уже никогда не оправился, нужно считать 1654-й год – начало войны Русского царства с Речью Посполитой. Эта война вошла в историю под названием «кровавый потоп» – настолько разрушительной она стала для белорусских земель. Полоцк захватили русские войска, и в Речь Посполитую он вернулся лишь спустя тринадцать лет обезлюдевшим и разграбленным. Для Речи Посполитой в целом и Полоцка в частности эти события стали началом упадка...

Продолжение следует



Смотрите также

Статьи
Где белорусу поклониться праху великих предков

На Дзяды многие белорусы традиционно отправляются на

Статьи
Божья дюжина. 12 самых старых и уникальных белорусских монастырей

Среди отобранных нами старых обителей – лежащие в руинах,

Еще

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время