Куда исчез крест Евфросинии Полоцкой? Пять правдоподобных версий

Автор: Андрей Бородин

Когда-то специально для этой реликвии, которая должна была укрепить власть полоцкого княжеского дома, византийский император прислал величайшие христианские святыни, включая кровь Иисуса Христа и частицу креста, на котором был распят Господь. Неудивительно, что загадка исчезновения драгоценной реликвии волнует практически каждого белоруса.

Долгое время единственно верной считалась версия, согласно которой, крест Евфросинии Полоцкой был вывезен из оккупированного Могилева немецкими войсками вместе с другими ценностями, хранившимися в местном краеведческом музее, а точнее в специальной бронированной комнате, которая находилась в здании обкома партии. Потом следы реликвии якобы затерялись.

2016-05-26-7-5594_g.jpg

Такое объяснение выглядит правдоподобным и, главное, очень удобным. Во время войны было перемещено огромное количество исторических ценностей, судьба многих из них так и осталась неизвестной. Документы, по которым можно было проследить ее, либо сгорели в пожарах, вызванных бомбежками, либо были сознательно уничтожены.

Однако впоследствии стало появляться все больше и больше фактов, которые говорили в пользу того, что место, где находится крест Евфросинии Полоцкой, известно, но скрывается. Главным доказательством стали высказывания секретаря ЦК КПБ Пантелеймона Пономаренко, который в 1943 и 1945 годах несколько раз публично заявлял о том, что крест Евфросинии Полоцкой находится в распоряжении руководства СССР.

wx1080.jpg

По свидетельствам очевидцев, музейные ценности все-таки были своевременно эвакуированы из Могилева, но дальнейший ход событий остается загадкой. Высказывалось мнение, что колонну разбомбили и крест был уничтожен. Однако в этом случае аналогичная судьба постигла бы и Слуцкое Евангелие, входившее в ту же коллекцию (его внезапное возвращение из небытия, которое произошло в 2003 году, только подлило масла в огонь дискуссий вокруг пропавшей реликвии).

Evangelie.jpg

Вполне вероятно, крест все же благополучно прибыл в Москву. С этого момента события могли развиваться по-разному. Известно, что музейные ценности, эвакуированные с захваченных территорий, направлялись в другие города, считавшиеся безопасными. Причем делалось все в спешке, описи составлялись небрежно, если вообще составлялись. Ценнейшие предметы зачастую просто наспех сваливали в ящики и отправляли куда придется, по принципу «после войны разберемся».

Поэтому нельзя исключать, что национальный символ Беларуси до сих пор лежит в запасниках какого-нибудь провинциального музея и ждет, пока его обнаружит некий дотошный исследователь. Однако весьма сомнительно, что столь ценный экспонат (причем во всех смыслах) мог затеряться. Слишком много нашлось бы желающих завладеть им.

krest_evfrosinii.jpg

В первую очередь речь идет о представителях Русской православной церкви. На протяжении двух довоенных десятилетий она подвергалась гонениям со стороны государства; священников ссылали и расстреливали; церкви приспосабливали под хозяйственные нужды, а изъятые из них ценности продавали за рубеж. Однако с началом Великой Отечественной войны отношение к религии изменилось. Отныне Церковь должна была работать на победу вместе со всей страной. Именно в этот момент духовенство могло добиться возврата части церковных ценностей, которые хранились в музеях. Понятно, что официально сделать это было нельзя или как минимум затруднительно. Так якобы и возникла идея свалить пропажу на немцев, чтобы замести следы.

Самым горячим сторонником этой версии является историк Сергей Тарасов, который провел целое расследование. В результате он вышел на Троице-Сергиеву лавру – один из самых почитаемых православных монастырей, расположенный в Загорске, всего в 50 км от Москвы. Здесь хранится немало предметов, в том числе имеющих историческую ценность, но ученые фактически не имеют к ним доступа.

Lavra.jpg

Согласно другой версии, крест Евфросинии Полоцкой оказался в одной из частных коллекций на Западе. Он мог попасть туда разными путями. После войны возобновилась старая практика продажи церковных ценностей на Запад через аукционы. Если крест Евфросинии Полоцкой действительно был вывезен немцами, то в неразберихе последних дней кто-то из высокопоставленных нацистов мог попросту прибрать его к рукам, а затем продать.

В пользу первого предположения говорят сведения Адама Мальдиса, который потратил годы на поиски пропавшей реликвии. Они привели его в музей, являющийся частью Фонда Моргана, который якобы вполне законно приобрел реликвию. Однако ответ на официальные запросы, направленные Министерством культуры Беларуси, особой радости не вызвал: такого экспоната в его коллекциях нет.

JPMorgan.jpg

Существуют и другие версии того, что случилось с одним из национальных символов. Пожалуй, самая экзотическая гласит, что он до сих пор находится в Полоцке. И она не так уж абсурдна, как может показаться. Умения прятать реликвию полочанам не занимать: в 1812 году, чтобы уберечь крест во время вторжения Наполеона, его замуровали в стену Софийского собора.

2014-06-24_3_5709g.jpg

К тому же хорошо известно несколько официальных копий реликвии, которые были изготовлены в разное время и с разными целями. Согласно существующей версии, именно одна из них была вывезена в свое время в Могилев, тогда как оригинал был спрятан и до сих пор – подобно Слуцкому Евангелию – ждет своего часа.

Как бы то ни было, крест Евфросинии Полоцкой больше не ассоциируется напрямую с религией. Скорее это символ духовной силы и таланта, которыми хотел бы обладать каждый из нас. Исчезнув как материальный объект, он занял совершенно особое место в национальном самосознании белорусов.



Смотрите также

Статьи
Семь причин побывать в Новополоцке

7 июня 1958 года на левом берегу Западной Двины началось

Статьи
10 творческих женщин в белорусской истории

В истории Беларуси гораздо больше мужских имен, чем женских.

Еще

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время