Беларусь – страна для тех, кто бежит от суеты

Автор: Алина Машкова
Фото: Сергей Плыткевич

Беларусь может предложить спокойствие и природу. Сколько туристов способны это оценить? До сих пор представить полную картину по статистике было сложно. В рамках проекта «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», финансируемого Евросоюзом, разработаны первые вспомогательные счета. Они покажут реальный вклад туризма в ВВП страны.

— Проект содействовал внедрению передового европейского опыта, техник, подходов и укреплению потенциала для создания новых, а также для обновления уже хорошо известных региональных туристических брендов и продуктов, — отметила глава представительства ЕС Андреа Викторин на пресс-конференции, посвященной завершению проекта.

Евросоюз инвестировал около 1,7 млн евро в развитие пяти туристических дистинаций: Августовский канал, Каменец и Пружаны, Мстиславль, Мядель, Полоцк.

polock.jpg

— Пять регионов теперь имеют собственные логотипы и стратегии брендов, для них разработаны печатные презентационные материалы и сняты видеоролики, – рассказал заместитель министра спорта и туризма Беларуси Михаил Портной.

Но главное, что получила Беларусь в рамках этого проекта, — внедрение в Беларуси вспомогательного счета туризма (TSA) – международной методики комплексного учета статистических данных.

Сателлитные (вспомогательные) счета позволят не только посчитать въезды-выезды, но и суммировать все расходы туриста: сколько он заплатил за гостиницу, потратил в ресторанах, кафе и магазинах — а значит, выяснить, насколько он пополнил экономику страны пребывания.

Например, вклад туризма в ВВП Беларуси за прошлый год составил 1,8%. По словам Михаила Портного, это отправная точка, «минимальная планка, которую мы ставим на этот год, — 3%».

Анализ реальной статистики позволит принимать правильные управленческие решения: сконцентрироваться на перспективных нишах отрасли, а также на странах, откуда турпоток может быть экономически значимым.

Тур одного города

Эксперты считают, что в краткосрочной перспективе Беларусь станет привлекать больше гостей из соседних европейских стран, в долгосрочной – путешественников из дальнего зарубежья, в первую очередь, из Германии и Великобритании.

Среди западных туристов растет популярность путешествий выходного дня. Беларусь вполне могла бы воспользоваться этой тенденцией для продвижения своего турпродукта, отметил руководитель проекта «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси» Янез Сирше.

− City break (или тур одного города) мог бы стать приоритетом развития туризма в Беларуси. Когда мы думали о бренде, поняли, что Беларусь – очень спокойная страна, не такая динамичная, как многие большие города на Западе, − считает эксперт.

peizaz 1.jpg

Это спокойствие и природу она может предлагать туристам, которые бегут от суеты, и хорошо на этом зарабатывать. Во время короткого отдыха туристы, как правило, более расточительны, чем, когда выбирают тур на 10-14 дней. В среднем за выходные путешественники тратят 50-70 евро в день.

Что мешает и помогает зарабатывать больше

У Беларуси, по оценке экспертов, остаются две основные преграды, отпугивающие большую часть путешественников: дорогие авиабилеты и визы для тех, кто приезжает наземным транспортом.

Если бы авиабилеты до Минска были более доступными, поток туристов ощутимо увеличился бы, как это происходит в последние годы во многих европейских городах, считают эксперты.

Пятидневный безвиз — хорошая возможность для Беларуси стать более известной, подчеркнула глава Представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин. Это самым благоприятным образом сказывается на потоке туристов. В прошлом году Гродненскую область посетило в десять раз больше туристов, чем обычно: 52 тысячи против 5 тысяч.

Для общей туристической картины страны важно развивать и усиливать региональные направления, создавать новые бренды и турпродукты. В рамках проекта ЕС «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси», пять региональных точек − Августовский канал и Гродно, Мядель, Полоцк, Мстиславль, Каменец и Пружаны − смогли найти то, на чем сделать акцент, привлекая путешественников.

kanal.jpg

− Развивая туристическую индустрию, Беларусь может ускорить экономический рост и поспособствовать созданию рабочих мест, − говорит Андреа Викторин.

По мнению Янеза Сирше, для развития туризма параллельно с организацией турпродукта важно создать имидж страны и продвигать ее за рубежом. Ключ к успеху — участие в международных туристических выставках, организация туров в Беларусь для операторов рынка и иностранных журналистов, чтобы они «лично посещали туристические места, на 3-5 дней сами почувствовали себя туристами».

Эффективны также кампании по созданию и продвижению тематических веб-сайтов, блогов и страниц в соцсетях. И это намного дешевле, чем реклама на билбордах.

− Национальному агентству по туризму нужна маленькая команда из 2-3 человек, которые будут заниматься таким продвижением. Не понадобятся миллионы рублей или евро для продвижения страны, − считает Янез Сирше.

Появление туристов всегда инициирует дух предпринимательства в регионе, что идет на пользу его развитию. Региональный туризм не должен быть любительским, его нужно развивать профессионально. Для этого необходимы стратегическое видение, понимание туристического рынка, удовлетворение потребностей туристов, мотивация целевой аудитории, подчеркивает руководитель проекта «Поддержка устойчивого развития туризма в Беларуси».



Смотрите также

Маршруты
«Вакол муроў Белай вежы»

Минск – Каменец – Высокое – Волчин – Скоки –

Маршруты
«По старым воеводским центрам»

Минск – Могилев – Мстиславль –

Еще

Самые популярные

За неделю За месяц За год За все время